Физическая подготовка лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов петров роман евгеньевич. Особенности спортивной тренировки лыжника-гонщика Общая физическая подготовка лыжника

Особенности специальнойподготовки лыжников-гонщиков 13-15 лет в подготовительном периоде


ОГЛАВЛЕНИЕВведение

Глава 1. Анализлитературы

1.1Методики подготовки лыжников-гонщиков

1.2 Этапыподготовки

1.3 Методыподготовки

1.4 Средстваспециальной подготовки

Глава 2. Задачи, методыи организация исследования

2.1 Организация иконтингент

2.2 Методики измерения

2.3 Особенностиметодики тренировки лыжников

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Анализпоказателей общего объема тренировочных нагрузок

3.2 Динамика специальной подготовленности на летне-осеннемэтапе подготовительного периода

3.3 Динамика специальной подготовленности на зимнем этапесоревновательного периода

Литература

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Развитиюфизической культуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание. Каждыйчеловек имеет свободное право выбора заниматься любым видом спорта. Нашеправительство рассматривает физическую культуру и спорт как один из главныхфакторов воспитания человека в России.

Особоеместо физкультура и спорт занимают в воспитании детей и подростков. Имеющаясясеть спортивных школ, спортивных сооружений предоставлены в распоряжение детейи молодежи. В то же время гармоничное развитие юных спортсменов может быть осуществленотолько при правильном применении средств и методов тренировки на протяжениимногих лет с учетом возрастных и других особенностей организма.

Задачиподготовительного периода в тренировочном процессе лыжника - это укреплениеобщефизической подготовленности, совершенствование всех функций организма,достижение высокого уровня физических качеств: силы, быстроты, координациидвижения, гибкости, общей и скоростной выносливости. Наряду с этими качествамив подготовительный период просто необходимо развивать качества специфическиедля данного вида спорта, при этом, чтобы эти качества отвечали современнымтребованиям техники передвижений лыжника и способствовали росту егорезультатов. Непрерывный рост результатов требует поиска и совершенствованиясредств и методов специальной подготовки гонщика.

Применениеспециальных упражнений в подготовительном периоде способствует правильномуприменению техники передвижения на лыжах, более качественному освоению изакреплению основных элементов техники лыжных ходов, развитию необходимыхфизических качеств. Между тем в методической и научной литературе существуютразноречивые мнения о значимости их применения для совершенствования структурыдвигательных функций и развития специальных качеств лыжника-гонщика. Как правило,большая часть рекомендаций основана на практическом опыте и субъективныхпредставлениях ряда авторов. На развитие специальных качеств для освоения самойпоследней техники лыжных ходов (коньковый и полуконьковый ход), вообще насегодняшний день, недостаточно рекомендаций по методике освоения техники вподготовительном и соревновательном периодах. Так как подготовительный период,является неотъемлемой частью общего процесса круглогодичной тренировки, приэтом является важнейшим периодом, предопределяющим успех спортсмена всоревнованиях, и занятия в этот период более объемны и продолжительны (чтосвязано с летними каникулами и централизованной подготовкой многих юныхспортсменов), то на специальную подготовку, расширение и освоение новых, болееполезных ее методов и средств следует обратить особое внимание. Сохраняяосновные принципы тренировки в подготовительном периоде, мы в то же время неможем ее строить по какому-то шаблону, так как с каждым днем возрастаетработоспособность организма лыжника, повышается его мышечная сила, возрастаетвыносливость, быстрота движений, выше становится двигательная координация, иперед спортсменом ставятся новые повышенные требования, а в тренировкувключаются новые средства. И все эти средства должны применяться, исходя из особенностейлыжных гонок в условиях сильно пересеченной местности, с высокой общейскоростью передвижения, требующей от лыжника интенсивной работы, как наподъемах, так и на равнинных участках, и даже на пологих спусках. При этомвысокую скорость можно поддерживать только при условии совершенного владениятехникой передвижения и на высоком уровне тренированности. Добиваясь всехуказанных показателей в специальной подготовке лыжников-гонщиков, нельзязабывать, что тренер имеет дело с не сформировавшимся детским организмом, ииспользование чрезмерных нагрузок в их подготовке, чрезмерной интенсивностивредной для организма и психики ребенка. Даже в течение одногосоревновательного сезона эти чрезмерности могут сказываться на стабильностирезультатов, но гораздо сильнее они сказываются в дальнейшем на здоровье иработоспособности воспитанников в будущей их жизни, а также спортивнойпрактике.

Напрактике часто используются недостаточно эффективные методики развитияспециальной подготовки лыжников-гонщиков 13-15 лет, в частности, налетне-осеннем этапе подготовительного периода. Сказанное определило цель изадачи дипломной работы.

Цель работы – изучить особенности тренировочного процесса лыжников-гонщиков (II- I разрядов) в подготовительномпериоде.

Задачи :

1. Проанализироватьнаучно-методическую литературу по выбранной теме;

2. Описать методику специальнойподготовки лыжников-гонщиков;

3. Провести педагогическоетестирование спортсменов;

4. Проанализировать полученные данные;

Объектом исследования в работе выступаетметодика подготовки лыжников-гонщиков на подготовительном периоде.

Предмет исследования – средства и методыспециальной подготовки.

Гипотеза – если применять экспериментальнуюметодику (с большей интенсивностью) тренировки лыжников-гонщиков, то уровеньразвития их специальной подготовленности увеличится до 7%.

Длярешения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализнаучно-методической литературы.

2. Педагогическиенаблюдения.

3. Анализпланов тренировочной работы.

4. Педагогическийэксперимент.

5. Педагогическоетестирование

6. Хронометрирование

7. Методыматематической статистики

ГЛАВА 1. АНАЛИЗЛИТЕРАТУРЫ

Специальнаяподготовка лыжников-гонщиков

Преждечем приступить к рассмотрению средств и методов специальной подготовки,необходимо уточнить, что такое специальная подготовка в лыжных гонках и накакой тренировочной деятельности она базируется.

Специальнаяподготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательныхдистанциях. Критерием специальной подготовки в циклических видах спортаявляется уровень специальной выносливости, то есть способность эффективновыполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшеевремя, в отличие от общей выносливости - способности организма противостоятьутомлению при выполнении какой-либо работы .

Вспециальной литературе часто выделяют скоростную и скоростно-силовуювыносливость. Первая определяется уровнем достижений в субмаксимальной зонемощности, вторая - меньшим падением скорости с увеличением протяженностидистанции и ее рельефом. В основном эти качества базируются на развитииспециальной выносливости у лыжников-гонщиков. Для развития этих качеств вподготовительном периоде используются те или иные специально-подготовительныеупражнения. На данный период арсенал специально-подготовительных упражнений длялыжников-гонщиков достаточно разнообразен, и использовать их для юных гонщиковможно очень эффективно.

Преждевсего, к специально-подготовительным упражнениям относят бег по пересеченнойместности, бег с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах,роликовых коньках, применение тренажеров (резиновых амортизаторов и станковдр.). Специально-подготовительные упражнения включают комплексы специальныхкруговых, силовых упражнений, способствующих развитию специальных силовых искоростных качеств.

Специально-подготовительныеупражнения в подготовительном периоде способствуют правильному освоениютехники, более техничному закреплению лыжных ходов, а также способствуютразвитию выносливости соответствующих групп мышц. Для того чтобы у лыжникаобразовался устойчивый навык, нельзя ограничиваться каким-либо одним средством.Необходимо регулярно использовать большой объем специально-подготовительныхупражнений.

Разностороннеекоординационное воздействие различных упражнений позволяет создать основу дляболее быстрого совершенствования движений лыжника-гонщика .

Специальныеупражнения следует применять с самого начала подготовительного периодатренировки. Выполнение их обязательно нужно разнообразить. Для этого следуетчаще изменять условия, в которых упражнения выполняются, используя самыеразнообразные варианты (в скорости движения, по мягкому грунту, воде, глубокомуснегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими упражнениями, со специальнымиснарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторенияспециальных упражнений хорошо развивают силовую выносливость, которая, в своюочередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости гонщикав основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базыдля успешного выполнения отдельных элементов техники передвижения на лыжахразличными ходами .

Всвоих работах раскрывает назначение имитационных упражнений,предлагает комплекс упражнений, имитирующих лыжные ходы, и дает рядметодических советов по их применению.

Гармоничноеразвитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильномприменении средств и методов тренировки на протяжении многих лет с учетомвозрастных и других особенностей организма. Деление физической подготовки наобщую и специальную условно позволяет более целенаправленно использоватьразличные средства в процессе подготовки юных лыжников. В процессе многолетнейподготовки удельный вес средств специальной подготовки должен увеличиваться изгода в год.

СотрудникиВНИИФК разработали и провели в трехгодичном эксперименте методику определенияоптимальных нагрузок циклических средств. . Так, занимаясь с лыжниками 1-го юношеского разряда, они определилиоптимальный объем нагрузок (циклических средств) в годичном цикле 1800-2000 км. Как показали врачебно-физиологические обследования за период тренировочных занятий, юныелыжники успешно освоили этот объем циклической нагрузки в подготовительномпериоде.

Всвоей работе основное внимание обратили на планированиеучебно-тренировочного процесса для лыжников II-I-горазрядов в течение трех лет, представили документы планирования средствтренировки, рабочие планы по месяцам с учетом квалификации спортсменов.

Исследованиямии наблюдениями доказано, что детям доступны большие по объему иоптимальные по интенсивности нагрузки. Поэтому в последнее время в работе сюными лыжниками был взят курс на увеличение тренировочных объемов. Однаковыделить оптимальные нагрузки для каждого определенного этапа удавалось невсегда, потому что не было объективной методики, доступной тренеру, и поэтомучасто фиксируют как нестабильность роста функциональных показателейспортсменов, так и полное торможение его, а иногда и патологические отклоненияв здоровье занимающихся.

Изучениенаучно-методической литературы позволило ознакомиться с доступными намработами, в которых затронуты многие аспекты применения тренировочных нагрузокв подготовительном периоде, как взрослыми спортсменами, так и на занятиях юныхлыжников-гонщиков. Были выявлены в основном разные применяемые средстваспециальной подготовки, определены методы и режимы (интенсивность) выполненияупражнений специальной подготовки, в основном, определён тренировочный эффектих использования. В научно-методической литературе есть рекомендациираспределения нагрузок в микроциклах на этапах подготовительного периода по объемуи по интенсивности.

Нов то же время, анализ научно-методической литературы показал, что арсеналсредств специальной подготовки применительно к юным лыжникам несколькооднообразен и недостаточно вариативен. Не совсем ясно, в какой мере на занятияхс юными лыжниками можно применять развивающие нагрузки (околомаксимальные поинтенсивности и предельно-допустимые по объему) .

1.1Методики подготовки лыжников-гонщиков

Вомногих рекомендациях по тренировке лыжников-гонщиков говорится об увеличениичисла тренировочных занятий по мере перехода от этапа к этапу подготовительногопериода. Однако, как показывали результаты различных исследований, приводимыхразными авторами, само по себе количество тренировочных дней не являетсядостаточно информативным параметром тренировочного процесса. Гораздо важнеекачественная сторона тренировки и главное - тенденция распределения основногообъема работы в тренировочных днях недельного микроцикла. Концентрация основнойнагрузки в относительно немногих днях недельного микроцикла (2-3) дает лучшийэффект в смысле прироста работоспособности, чем равномерное ее распределение набольшее количество тренировочных дней (при одинаковом общем объеме выполняемойработы). Тогда как для сохранения приобретенной тренированности предпочтительнеераспределение данного объема нагрузки на большее количество тренировочных днейв микроцикле .

Присовершенствовании спортивно-технического мастерства необходимо подбирать нетолько эффективные специально-подготовительные упражнения, но и оптимальныережимы их применения, которые во многом определяют уровень переноса навыка наосновное двигательное действие лыжника-гонщика. В.Н. Манжосов указывает ,что одаренные лыжники 13-14 лет должны пройти курс фундаментальной базовойподготовки, не форсируя свою подготовку ради ранних спортивных достижений. Нопри этом не исключаются необходимые пути превращения их ввысококвалифицированных лыжников-гонщиков. На этапе углубленного тренировочногопроцесса для юных лыжников необходимо тщательно подбирать все предлагаемые имнагрузки; надо составлять рабочие и перспективные планы, учитывая предыдущиенагрузки, выполнение контрольных нормативов и рост спортивных результатов.Детальное годичное планирование В.Н. Манжосов предлагает использовать усовершенствованнуюпериодизацию Огольцова И.Г. Эта периодизация предполагает следующую цикличностьподготовительного периода :

1. цикл- апрель-середина мая - восстановление общей работоспособности послесоревновательного периода;

2. цикл- середина мая-июнь - стабилизация работоспособности;

3. цикл- июль-первая декада августа - цикл базовых нагрузок;

4. цикл- август-сентябрь - развивающий;

5. цикл- сентябрь-октябрь - стабилизация работоспособности;

6. цикл- базовый цикл лыжной подготовки с постановки на лыжи и до середины декабря.

Изпостроения работы с юными лыжниками по такой периодизации видно, что наиболееспорным моментом этапа являются циклы наиболее глобальных нагрузок специальнойподготовки; цикл базовой тренировки июль-август и особенно развивающий цикл(август-сентябрь).

Какпоказывает практический опыт и исследования специалистов последних лет, длядальнейшего роста результативности юных лыжников на углубленном этапе ихмноголетний подготовки (13-16 лет) необходимо применять интенсивные и продолжительныеспециально-подготовительные упражнения, то есть тренировочные нагрузкиразвивающего характера.

ИсследованияР.А. Абатурова и И.Г. Огольцова показали, что в подготовительный период назанятиях лыжников-гонщиков наибольший эффект приносит работа при ЧСС 160±5 и180±5 уд/мин. Это согласуется с мнениями других специалистов . Из опыта работы со взрослыми спортсменами следует, что применениесредств специальной подготовки в развивающем режиме дает прирост интенсивностив течение одного мезоцикла подготовительного периода на 15-20 % как у мужчин,так и у женщин. Причем наиболее высокие показатели у спортсменов, которыевыполнили работу более вариативного характера. Максимальные показателиинтенсивности от соревновательной у взрослых спортсменов достигали в кроссе симитацией 75-80 %, а на лыжероллерах 85-90%. Но при этом исследования показалии то, что даже у взрослых, высококвалифицированных гонщиков нагрузка, равные повеличине объема и интенсивности, в конечном итоге не всегда одинакововоздействует на результативность спортсмена . Отсюда следует, что назанятиях юных гонщиков такие нагрузки надо включать осторожно, чаще варьируярежимы работы и средства, строго учитывая возрастные и индивидуальныеособенности спортсменов. Это подтверждается и в работе предыдущих лет. Так,И.Т. Яковлев показывает , что планирование нагрузки должно осуществляться сучетом индивидуальной скорости движения спортсмена, что позволит обеспечитьцелесообразный режим при выполнении специальных упражнений, на котором болееэффективно идет одновременное совершенствование двигательных и вегетативныхфункций.

Приэтом дальнейший рост результатов в лыжных гонках будет предопределятьсярациональным сочетанием нагрузок именно различной интенсивности - это мнениемногих специалистов .

Вариативностьнагрузок, их интенсивность, а также сочетание средств в подготовительномпериоде разными авторами дается по-разному. Так, Н.А. Колодяжная предлагает в июле в тренировочных микроциклах применять как ведущее средство кросс симитацией, а в августе - лыжероллеры. При этом у автора есть рекомендации поинтенсивности выполнения работы: в июле кросс с имитацией составляет 33-35 % отобщего объема, из них в развивающем режиме 9-10 % от общего объема, работа налыжероллерах составляет 47-45 % от общего объема (в поддерживающем ивосстанавливающем режиме); в августе кросс с имитацией составляет только 16-18% от общего объема и в развивающем режиме 2-2,5 %, когда работу на лыжероллерахуже рекомендуется выполнять 74-75 % от общего объема циклической работы и 18,5% в развивающем режиме. Некоторые авторы отмечают необходимость четкораспределять нагрузки в микроцикле; причем в подготовительном периоде дляприроста работоспособности лучше концентрировать нагрузку в 2-3 ударных дняхмикроцикла, это обычно 2, 3 или 5-й дни, а в соревновательном периоде лучшеравномерно распределять нагрузки по тренировочным дням микроцикла, т.к. главнаязадача этого периода - удержание спортивной формы.

МанжосовВ.И. попытался представить конкретные данные применения средств специальнойподготовки в годичном цикле, по мере роста результатов у юныхлыжников-гонщиков: так спортсменам II-горазряда для дальнейшего совершенствования необходимо выполнить следующуюфизическую нагрузку в объеме 2800 км в подготовительном периоде (180тренировочных днях в году) :

· кросси ходьбы - 700 км;

· кроссс имитацией - 300 км;

· имитациив подъем (входит в бег) - 50 км;

· лыжероллеров- 300 км;

Приобщем объеме циклической работы 5000 км. в течение года (250 тренировочныхдней) спортсменам (1-го спортивного разряда) для дальнейшего совершенствованияспециальных качеств необходимо выполнить :

· кросси ходьбы - 500 км;

· кроссс имитацией – 800 км;

· имитациив подъем - 200 км;

· лыжероллеров- 950 км;

Такжеавтор предлагает более точно конкретизировать режимы выполняемой специальнойработы, ссылаясь на мнение И.Г. Огольцова , что если перед тренировкойставится задача воспитания специальной выносливости, то она должна быть впределах границ развивающего объема, который составляет 85-100 % от предельнодопустимого:

1 .Работа будет носить развивающий характер при скорости 95-100% отсоревновательной и объеме 100% от предельно допустимого соревновательного.

2 .Работа выполняется в зоне комфорта, а по скорости в развивающем режиме: прискорости 90-95% и объеме 80-85% предельно допустимой.

3 .Работа выполняется в поддерживающем режиме: при скорости 80-90% и объеме75-80%.

4 .Работа выполняется в восстанавливающем режиме: при скорости 75-80% и объеме50-55%.

Анализнаучно-методической литературы показал, что в работах последних лет есть четкиерекомендации о планомерном наращивании объемов тренировочных нагрузокспециальной подготовки, строго учитывая возрастные изменения организмаспортсменов; четко определена значимость той или иной нагрузки (ее тренирующийэффект). Тем не менее, единого мнения о структуре построения тренировочныхциклов для юных лыжников в подготовительном периоде нет. Ограничены ирекомендуемые средства специальной подготовки для юных лыжников, прошедшихотбор в специализированных школах, т.е. перспективных спортсменов; и почтисовсем не определена методика применения развивающих нагрузок для юных лыжниковв специальных упражнениях. В практической же деятельности некоторые тренерыприменяют психологическую подготовку учащихся в процессе освоения первых лыжныхумений и навыков, на объемные нагрузки и активное вовлечение их всоревновательную деятельность. В некоторых случаях тренеры рекомендуют, какможно дольше проводить работу в направлении общефизической подготовки, широкоприменяя игровые средства, при этом, не особо учитывая планомерность воспитаниякачеств специальной подготовки.

1.2 Этапы подготовки

В лыжныхгонках, как и в любом другом виде спорта, существуют свои этапы подготовкиспортсменов как в годичном макроцикле, так и в многолетнем процессе подготовки.Весь годичный цикл подготовки делится на 3 этапа: летне-осенний, зимний ивесенний.

Каждый из вышеперечисленныхэтапов соответствует определенному периоду подготовки лыжников-гонщиков. Так,летне-осенний этап соответствует подготовительному периоду; зимний этап - соревновательному, весенний – переходному.

Летне-осенний этап в свою очередь делится на следующие циклы:

1. серединамая – июнь – втягивающий цикл. Основной задачей цикла является – подготовитьорганизм лыжника-гонщика к предстоящему (следующему) циклу с выполнениемвысоких по объему тренировочных нагрузок.

2. июль– август – базовый цикл. В этом цикле происходит дальнейшее повышение объематренировочных нагрузок и увеличение числа тренировочных занятий скоростной искоростно-силовой направленности.

3. сентябрь– середина ноября – цикл, в ходе которого стабилизируются объемы тренировочныхнагрузок и повышается количество тренировочных занятий скоростнойнаправленности, т.е. повышается интенсивность выполнения тренировочныхнагрузок.

Зимний этап делитсяна следующие циклы:

1. серединаноября – декабрь – цикл ранних стартов и развития состояния спортивной формы.Данный цикл характеризуется повышение уровня специальной подготовленности, атакже выхода спортсменом (лыжником-гонщиком) в состояние спортивной формы, засчет скоростных, скоростно-силовых тренировочных занятий и соревновательнойработы, т.е. участия в соревнованиях. В ходе этого цикла проходят основныеотборочные соревнования.

2. январь– середина апреля – соревновательный цикл. Характеризуется большим количествомстартов, соревнованиями в масштабе страны (этапы Кубка России, ЧемпионатаРоссии, Чемпионата Мира). В данном цикле лыжники-гонщики участвуют в 15-20соревнованиях, их число может доходить до 35 в зависимости от квалификацииспортсмена.

Весенний этап:

середина апреля – середина мая – цикл, на котором происходит полноценныйотдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего сезона, атакже поддержания тренированности на определенном уровне для обеспеченияоптимальной готовности лыжника-гонщика к началу очередного сезона.

Многолетний процесс тренировки лыжников-гонщиков характеризуется большимколичеством этапов подготовки. Все этапы ниже представлены в таблице 1 (поОгольцову И.Г., 1971):


Таблица 1

Этапы

Предварительной подготовки Начальной специализации Углубленной специализации Спортивного совершенствования Высших достижений Сохранение достижений Поддержание тренированности

Годы занятий

1-2-3 4-5 6-7 8-9-10 От 4 до 12 - -

Стадии

Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных возможностей Спортивного долголетия

Этапыпредварительной подготовки . У лыжников-гонщиков начинается с 9-го возраста и продолжается до 11 лет.Характеризуется улучшение физической подготовленности, физического развития, иукреплением здоровья, овладением основ техники передвижения на лыжах,приобретением разносторонней физической подготовленности на основе занятийразличными видами спорта (видами деятельности), воспитанием волевых качеств,необходимых лыжнику.

Этапначальной специализации . Длится с 12 до 13 лет ихарактеризуется всесторонней физической подготовленностью, овладением основамитехники лыжных ходов, воспитанием основных физических качеств, приобретениемсоревновательного опыта путем участия в соревнованиях.

Этапуглубленной специализации . Длится с 14 до 15 лет, характеризуется совершенствованием техники передвиженияна лыжах, выполнением имитационных упражнений, имитацией (шаговой и прыжковой)в подъем – по пересеченной местности, а также техники передвижения налыжероллерах (классическим и коньковым стилем); повышениемуровня подготовленности, накоплением соревновательного опыта и развитиемволевых качеств.

Этапспортивного совершенствования длитсяс 16 лет и старше. Характеризуется совершенствованием техники передвижения налыжах и специальных физических качеств; повышением тактической подготовленностилыжников-гонщиков; освоением должных тренировочных нагрузок, предусмотренныхдля этого возраста; достижением определенных спортивных результатов (кмс, мс);совершенствованием соревновательного опыта и психической подготовленности.

Такимобразом, анализ литературы показывает следующее. В подготовке юныхлыжников-гонщиков до сих пор нет единого мнения об эффективной методикетренировки, об объеме тренировочной нагрузки циклического характера,выполняемом спортсменами, о сочетании и чередовании средств и методовподготовки лыжников-гонщиков.

Разнымиавторами (Манжосов В.И., Огольцов И.Г., Абатуров Р.А., Яковлев И.Т. и др.)предлагаются различные методики подготовки лыжников-гонщиков, которые зачастуюлишь дополняют друг друга малозначительными элементами (пример, Манжосов В.И.предлагает несколько усовершенствованную периодизацию – большая детализациягодичного планирования подготовки юных лыжников-гонщиков). Из этого можнопредположить, что ученым совместно с тренерами еще предстоит разработать единыенаучные основы, на базе которых могут разработать различные методики подготовкилыжников-гонщиков с учетом индивидуальных особенностей и возможностейконкретных спортсменов, материально-технической базы, климатических условийтренировки и др.

1.3Методы подготовки

Наподготовительном (летне-осеннем) этапе лыжников применяется следующие методыспортивной подготовки:

· Равномерныйметод – характеризуется неспешным выполнениемтренировочной нагрузки в развивающем режиме

· Переменныйметод – характеризуется последовательным варьированиемнагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленногоизменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитудойдвижения, величины усилий. Сменой техники передвижений и т.д.

· Повторныйметод – характеризуется многократным выполнениемупражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточнополное восстановление работоспособности.

· Круговойметод – это организационно-методическая форма работы,предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранногокомплекса физических упражнений по станциям для развития и совершенствованиясилы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовойвыносливости, скоростной выносливости и скоростной (взрывной) силы.

· Игровойметод – основу этого метода составляет определеннымобразом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии собразным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в которомпредусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами,в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

· Соревновательныйметод – это один из вариантов стимулирования интереса иактивизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижениявысокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правилсоревнования.

· Интервальныйметод – характеризуется многократным выполнениемупражнения через интервалы отдыха, которые обладают большим тренировочнымвоздействием нарду с длительностью и интенсивностью выполняемого упражнения.


1.4Средства специальной подготовки

Средстватренировки лыжников-гонщиков в бесснежный период многочисленны. Все средстваусловно можно разделить на основные и вспомогательные.

Косновным в лыжных гонках относят следующие:

· Кроссс имитацией лыжных ходов в подъем (пологий или крутой – рельеф трассы, взависимости от направленности тренировочного занятия, т.е. его специфики).Имитация в подъем бывает двух видов: шаговая и прыжковая. Шаговая имитациянаправлена на техническое прохождение трассы, отработку технических элементов(фазу отталкивания, фазу переноса веса тела, фазу полета и фазу приземления).Данный вид имитации выполняется на пульсе – 140-160 уд./мин. Прыжковая имитациянаправлена не только на техничное и мощное выполнение, но и на развитиефункционального состояния организма лыжника (пульс – 160-180 уд./мин.). Каксредство тренировки лыжников имитация применяется для более детальноговоссоздания техники и передачи ощущений, которые лыжник испытывает непосредственнона лыжах – в снежный период подготовки.

·Имитационныеупражнения (в движении и на месте). Данное средство специальной подготовкилыжников позволяет тренеру исправлять ошибки в технике, корректировать илисовершенствовать любой технический элемент или отдельное движение воспитанника,используя любой из лыжных ходов пофазно (классический ход:одновременно-бесшажный, одновременно-одношажный, попеременно-двушажный;коньковый ход: одновременно-одношажный, одновременно-двушажный, полуконек,попеременно-двушажный).

· Лыжероллеры– достаточно недавно стали применяться в подготовке лыжников-гонщиков. Несмотряна свою «молодость» смогли занять свое, важное место в тренировочном процесселыжников. Благодаря лыжероллерам была автоматически снята проблема недостаткасоревновательной практики в бесснежный период подготовки лыжников. Причемлыжероллеры стали самым незаменимым средством специальной подготовки, т.к.именно благодаря им у лыжников появилась возможность детального воспроизведенияи воссоздания всех лыжных ходов и их элементов лыжной подготовки вподготовительном периоде.

· Кросстакже является одним из важнейших средств подготовки спортсмена (в лыжныхгонках и др. видах спорта), а также - хорошим средством восстановления.

· Кросс-поход(смешанное передвижение) – оказывает разностороннее воздействие на организмспортсмена, т.к. включает в себя два режима деятельности: с одной стороны бег –несет в себе развивающее тренировочное воздействие, с другой – ходьба –восстановительные процессы после бега. Данное средство тренировки лыжниковпозволяет увеличивать длительность тренировочного занятия благодаря своейспецифичности.

Квспомогательным средствам подготовки лыжников можно отнести множество другихвидов деятельности таких, как:

· Спортивныеигры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на травяном покрытии, теннис и др.)

· Плавание.

· Велосипед.

· Гребля.

· Гимнастика.

· Борьба.

· Легкаяатлетика.

· Занятияв тренажерных залах и др.

Всовременных исследованиях доказана эффективность применения некоторых из них.И, тем не менее, в вопросе применения тех или иных средств до сих пор нетединого мнения. Зачастую на практике многие средства применяются только потому,что так делает тот или иной выдающийся мастер.

Анализтренировочных средств подсказывает, что выбор и методика применения ихспортсменами в целом помогает решать многие задачи подготовки. Каждогоспортсмена отличают определенные индивидуальные особенности, и эффективностьприменения одного и того же тренировочного средства может оказаться неодинаковой.В умении распознать особенности и выбрать определенное сочетание тренировочныхсредств, наиболее точно отвечающих индивидуальным особенностям спортсмена, изаключается один из основных моментов правильного построения как отдельнойтренировки, так и тренировочного процесса в целом.


ГЛАВА2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1Организация и контингент

Педагогическиенаблюдения велись за лыжниками-гонщиками 1993-1995 г.р., которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Каждая группасостояла из 7 мальчиков (в возрасте 13-15 лет). В течение двух сезонов(2008–2009г.г.) наблюдения осуществлялись на базе ДЮСШ «Юность» совместно стренером – Лисановым П.В При этом основное внимание уделялось регистрациииспользования средств и методов, направленных на воспитание специальнойвыносливости, выполнение объемов тренировочных нагрузок спортсменами иконтролировалась интенсивность выполнения основных средств специальнойподготовки. Полученные данные фиксировались в журнал.

Длярешения поставленных задач организован совместный сбор на летне-осеннем этапеподготовительного периода с августа по сентябрь, на котором проведены анализпланирования тренировочных нагрузок и эксперимент. В течение последнего опробованысредства и методы специальной подготовки при выполнении равных объемовтренировочных нагрузок в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе(ЭГ). Перед началом эксперимента выполнены контрольные испытания в кроссе сшаговой имитацией на дистанции 3 км., и лыжероллерах коньковым стилемпередвижения - 6 км. Затем в течение четырех недельных микроциклов проведенытренировочные занятия, на которых в обеих группах использовали средства специальнойподготовки. Объемы последней в КГ и ЭГ были одинаковыми. В каждом микроциклелыжники обязательно выполняли:

1. Кроссс имитацией лыжных ходов 18 км.

2. Передвижениена лыжероллерах 24 км.

3. Передвижениена лыжероллерах 15 км

4. Имитациялыжных ходов в подъем 2,5 км.

5. Смешанноепередвижение 25 - 30 км.

Вкачестве вторых тренировок все группы использовали следующие средства:

1. Кросс4км. и ОФП (круговая) 30"

2. Кросс6км., игры 45"

3. ОФП(гребля на лодках) - 2ч. использовался активный отдых.

4. Ездана велосипеде 25-30 км.

Всевторые тренировки осуществлялись в восстанавливающем режиме.

Первуюнеделю обе группы работали по следующему плану:

Первыйдень - Заезд.

Кросссредней интенсивности 12 км. пульс 140-150 уд./мин. ОРУ- 12".

Второйдень - лыжероллеры 15 км.; равномерный метод. интенсивность на пульсе 150±10уд./мин.;

Третийдень - Лыжероллеры - контрольные испытания - 6 км.

Четвертыйдень - Активный отдых - гребля на лодках 2 ч.

Пятыйдень - Контрольные испытания в кроссе с имитацией - 3 км.

Длительнаяезда на велосипеде 50 - 70 км.

Позавершению эксперимента проведены повторные контрольные испытания в кроссе сшаговой имитацией на дистанции 3 км., и лыжероллерах коньковым стилемпередвижения - 6 км.

2.2Методики измерения

Входе проведенного эксперимента было обращено внимание на меры тренировочныхнагрузок (чередование объема и интенсивности), также на чередование средств иметодов специальной подготовки лыжников-гонщиков в построении тренировочногопроцесса (четырех недельного микроцикла). Последние простроены для двух групп(КГ и ЭГ). Простроенные микроциклы представлены ниже в пункте 2.3.

Экспериментпроходил на самом ответственном этапе (летне-осеннем, август – сентябрь) втренировочном процессе лыжников. В ходе каждого этапа преимущественнопроизводится специальная подготовка и используются разнообразные средстваспециальной подготовки (имитация лыжных ходов в подъем – по пересеченнойместности, имитационные упражнения на месте и в движении, лыжероллеры).

Входе педагогического исследования выполнено педагогическое тестирование длявыявления эффективной методики тренировки лыжников-гонщиков. Использованыследующие тесты:

1. Кроссс шаговой имитацией на дистанции 3 км;

2. Гонкана лыжероллерах коньковым стилем передвижения на дистанции 6 км.

Данноетестирование производилось дважды: до и после эксперимента. Полученные результатысведены в таблицы и проанализированы в главе III.

2.3Методы исследования

При построении тренировочныхмикроциклов (планов тренировочной работы) учитывается множество различныхфакторов: возрастные особенности занимающихся, их физическое и психическоеразвитие, заканчивая особенности этапов и периодов подготовки лыжников-гонщикови др.

В курсовой работе рассматриваетсялетне-осенний этап подготовительного периода, который является основополагающимэтапом в тренировочном процессе лыжников-гонщиков, после которого идетследующий - зимний этап соревновательного периода.

Летне-осенний этап характеризуетсябольшим многообразием применяемых методов спортивной тренировки, средствспециальной и общей физической подготовки.

Для каждой группы (КГ и ЭГ) простроенычетырех недельные микроциклы как разные методики спортивной тренировки.Основными вопросами в построении микроциклом являлось чередование средств иметодов подготовки, а также характер предлагаемых тренировочных нагрузок(поддерживающий, восстановительный и развивающий). Ниже в таблицах представленыпланы тренировочных работ, запланированных для каждой группы.

Таблица 2

Плантренировочной работы (ЭГ)

Первая тренировка

Метод

Режим интенсивность

Вторая тренировка

Кросс с имитацией

Переменный Развивающий пульс 170±10 уд./мин.

Кросс - 4 км.

ОФП (круговая) - 30"

2 Лыжероллеры 24 км Равномерный Поддерживающий пульс 160±5 уд./мин.

Кросс - 3 км.

Игровая 45"

Имитация л/ходов в подъем (совершенствование

техники) – 45 км

Общий объем - 12 км

Переменно-повторный Восстанавливающий пульс 140±10 уд../мин.. ОФП (гребля на лодках) 2 ч 4

Активный отдых -

езда на велосипеде

Равномерный Пульс 120 уд/мин. и ниже - 5

Лыжероллеры, совершенствование техники:

8 км - быстро

7 км - медленно

Равномерно-переменный Поддерживающий пульс 160±10 уд./мин.

Кросс - 6 км.

Игровая - 45"

Смешанное пере-

движение (кросс - ходьба) 25-30 км

Равномерный

Поддерживающий по объему развивающий

пульс 150-160 уд./мин.

Восстановительные

мероприятия

Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида I лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.
В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц.

В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической.

При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе многолетней подготовки наблюдаются определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи общей и специальной физической подготовок. В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближением зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СФП. Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем. На соотношение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалификации объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП. Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе многолетней тренировки может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной. В целом соотношение средств ОФП и СФП - вопрос сугубо индивидуальный. Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма юных лыжников-гонщиков. Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период.

Физическую подготовку обычно подразделяют на общую и специальную. Однако в современном спорте все больший удельный вес приобретают упражнения, схожие по форме и идентичные по нагрузкам с основным видом. Кроме того, любое специальное упражнение повышает общий уровень физического развития, а абсолютное большинство общеразвивающих упражнений льет воду на мельницу специальной подготовки. Поэтому не будем слишком разделять ОФП и СФП. Поговорим лучше об объемах физической подготовки.

Вот что по этому поводу пишет ведущий тренер наших тяжелоатлетов профессор А. Воробьев: «Фетишизация объема тренировочной нагрузки совершенно не оправданна. Ведь не только каждый вид спорта имеет свои особенности в объеме специальной работы, но и каждый спортсмен имеет различные способности в выполнении той или иной работы, а эти особенности непостоянные, они изменяются в зависимости от состояния атлета, от его возраста, а также от других внешних и внутренних причин. Однако это не значит, что высококвалифицированному атлету необходимо тренироваться с малой нагрузкой. Нет, нагрузки, которые приносят сегодня успех, очень большие, но строго индивидуальные и непостоянные».

Учитывая, что сильнейшим горнолыжникам приходится участвовать в длительных, многотуровых соревнованиях весь зимний сезон, вопросам достижения и сохранения спортивной формы, а также стабилизации высоких результатов должно уделяться особое внимание. Здесь-то и приобретает чрезвычайно важное значение «индивидуализация и непостоянство» в дозированных нагрузках и средствах, а та4йке применение прогрессивных принципов построения тренировок: вариантности, однонаправленности, скачкообразности и др. Эти принципы ломают устоявшееся годами представление о строгой периодизации круглогодичной тренировки, о ее четком делении на подготовительный и основной периоды. Практика ведущих видов спорта показывает, что теория периодизации является тормозом роста спортивных результатов; что схема волнообразного построения объема и интенсивности нагрузок более успешно заменяется вариантной схемой; что объем и интенсивность тренировочной работы достигают максимумов не в разные сроки, а одновременно и являются однонаправленными.

Все это давно стало очевидным в тех видах, где 12 месяцев в году условия остаются неизменными и где график соревнований имеет два или более уплотненных этапа (например, зимний - в закрытых помещениях и летний - на открытых стадионах у легкоатлетов). Неизменны климатические условия у тяжелоатлетов, гимнастов, боксеров, борцов и многих других спортсменов.

Иное у горнолыжников. Зимний сезон - основной соревновательный период, по продолжительности равный 4 месяцам. Остальную, большую, часть года спортсмены должны готовиться к нему. Поэтому, пока будем по-прежнему называть летне-осеннюю тренировку учебно-тренировочной работой в подготовительном периоде. Другое дело форма и методы этой работы. Они должны заимствовать все лучшее, выработанное в других видах спорта и целенаправленно внедрять у себя.

Особенно гибким должно быть планирование специальной подготовки на снегу - дифференциация нагрузок и тем занятий должна носить здесь строго индивидуальный характер. Так, если для детей и юношества летние тренировки на снегу могут носить объемный характер с определенной учебной целью, то для мастеров, прошедших напряженный, насыщенный соревнованиями сезон, выход на снег в июне - июле должен выглядеть как «настройка инструмента». Правда, не помешает организация одного, двух летних, неответственных соревнований - для проверки «тональности» этого инструмента.

Вообще, при подготовке мастера-горнолыжника ставится задача не столько физического развития, сколько непрерывного улучшения всех необходимых горнолыжнику качеств. Как высок их уровень, говорят матчи фаворитов горнолыжного спорта и 10 звезд мирового спорта, проводившиеся в 70-е годы на Западе в целях рекламы в один из летних месяцев по 10 видам спорта. И везде победителем был Стенмарк. Это ли не свидетельство всестороннего развития горнолыжников-асов!

Но вернемся к ОФП и СФП. Соотношение общеразвивающих и специальных упражнений различно в разные периоды. Поэтому для удобства построения занятий длительный летне-осенний период подразделяется на два этапа: этап преимущественно ОФП и этап СФП. Правда, разделение это бывает подчас условным, так как чем выше квалификация спортсмена, тем больший удельный вес приобретает специальная подготовка. Кроме того, значительная доля летнего времени уделяется занятиям на лыжах на снежниках высокогорья или Заполярья.

Для ОФП используются различные общеразвивающие упражнения и виды спорта, применяемые для пропорционального развития всех мышечных групп и физических качеств, усвоения разнообразных двигательных навыков и расширения координационных возможностей, для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Занимаясь различными видами спорта, необходимо постепенно повышать нагрузки, чтобы не создавать у спортсменов преждевременного утомления нервной системы, которой предстоит колоссальное напряжение в соревновательный период. Тренировки не должны быть слишком тяжелыми, они должны вызывать интерес и оставлять приятное чувство моральной и физической удовлетворенности. ОФП - это своего рода этап накопления сил, укрепления нервной системы, обретения желания приступить к специальной подготовке и соревновательным стартам.


Рис. 111. Общеразвивающие упражнения горнолыжников

Рис. 112. Общеразвивающие упражнения горнолыжников

Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи – достижение высокий общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуется основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используется упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предлагаемой будущей специальности. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включается упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения – прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основе группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение – передвижение лыжника. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.

Методы воспитания общей физической подготовленности (силы, гибкости, ловкости, равновесия). В теории лыжного спорта до сих пор не выделено отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости.

Среди методов воспитания общей физической подготовленности выделяют:

1. круговая тренировка;

2. игровая тренировка;

3. разносторонняя или общеразвивающая.

Круговая тренировка направлена главным образом на воспитание силы, силовой выносливости, гибкости и т.п.

Характеристика метода. Например, подбираются 8-10 упражнений, воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек. до 2 мин.

Упражнения подбираются в зависимости от наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить количество повторений каждого из них. Для этого упражнения выполняют до отказа и 50 % от этого числа будет тем количеством, которое спортсмену нужно сделать за 1 подход. Если позволяет место занятий, упражнения можно выполнять всем сразу, встав в круг; если нет – каждый лыжник занимает место уже выполнившего упражнения. Через 30 сек., 1 или 2 мин. Даётся свисток тренера или другой сигнал для перехода на следующий снаряд или место. Так упражнения выполняются до 15 – 17 мин., после чего даётся отдых до 3-5 мин. И затем упражнения повторяются по кругу. Количество повторений до 3 – 4 серий за одну тренировку.

В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и с малым количеством повторений.

Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации. Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в основном задачами этапа.

Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка направлена на воспитание отдельного качества посредством одного какого – либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки; продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений; число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

Эффективными методами воспитания у подростков общей выносливости являются:

1. равномерный метод тренировки;

2. различные варианты переменного метода;

4. круговая тренировка.

При планировании подготовки лыжников – гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод).



При установлении нагрузки в каждом занятии, на каждом этапе и периоде подготовки следует исходить из поставленных задач, а так же направленности нагрузки с учётом принципов постепенности, систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и д.р.

Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и становления спортивной формы.

В связи с сезонностью занятий лыжными гонками периодизация связана с временами года, календарём соревнований.

В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта периодизации – год составляет один цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника – гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.

1-й этап – весенне-летний (в соответствии задачами тренировки его еще называют обще подготовительным). Его периодизация – май – июль. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а так же овладению или совершенствованию элементов техники. В начале первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие общей выносливости.

Однако уже в первом мезоцикле годичного цикла широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объема работы, которая способствует развитию выносливости (Рис.1).

Следует отметить, что общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная - переменным, интервальным и соревновательным методами.

С приближением конца первого этапа подготовительного периода объем работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а так же составных специальной выносливости.

2-й этап – этап предварительной специальной подготовки . Начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе- создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.

Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений.

Однако увеличенное общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объема специально- подготовительных упражнения, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.

На двух первых этапах подготовительного периода юные лыжники – гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а так же по специальной подготовленности.

3-й этап – основной специальной подготовки . Многие учёные выделяют его как отдельный период – основной период или даже соревновательный . Этот этап начинается с начала занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от определённых факторов сроки начала зимнего этапа различны.

На этом этапе решаются главные задачи – развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально – волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники- гонщики на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объёма приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. На зимнем этапе подготовительного периода юные лыжники – гонщики выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, то есть никаких изменений в объёме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

И так, мы охарактеризовали все этапы подготовительного периода тренировки. Как видим, из всего сказанного, что именно на весеннем и летнем этапах тренировочных занятий с юными лыжниками – гонщиками основное внимание уделяется развитию общей выносливости и силовых качеств.

В это период значительное место отводится упражнениям, способствующим увеличению жизненной емкости легких, развитию мышц спины, плечевого пояса, рук, ног. На занятиях чаще всего применяется непрерывный метод тренировки (длительная работа при частоте сердечных сокращений не выше 160-170 уд/мин).

Основным средством развития общей выносливости является бег. Подросткам 13-14 лет в одной тренировке можно пробегать до 8 км. Темп бега не должен быть высоким. Регулировать его нужно, так же как и зимой- по пульсу. На первых тренировках пульс не должен быть выше 140 уд/ мин. Бегать лучше всего по лесным тропикам, полям, в парке, по холмам, песчаному пляжу. Темп бега и его продолжительность надо увеличивать постепенно. Если к концу лета подростки без особого напряжения выдерживают полуторачасовой бег по пересеченной местности- значит, ни хорошо подготовились к зимним занятиям. И еще надо не забывать об ускорениях, ведь лыжнику надо бегать и долго и быстро. Но увлекаться ускорениями не следует. Прекрасно развивает силовую выносливость гребля, езда на велосипеде и плавание.

Нагрузка в тренировке лыжника-гонщика в течении годичного цикла в зависимости от конкретных задач отдельного занятия, недельных и месячных циклов постоянного изменения. Волнообразное изменение нагрузки является одной из закономерностей тренировочного процесса.

В тренировке лыжников нагрузка, волнообразно изменяясь, имеет общую тенденцию к повышению в подготовительном периоде с некоторой стабилизацией в основном (соревновательном) и с последующим снижением в конце соревновательного и в начале подготовительного периодов. При планировании нагрузки необходимо предусмотреть ее волнообразные изменения:

  1. в микроциклах - малые волны продолжительностью до 7 (редко более) дней;
  2. в месячном цикле (или этапе) тренировки - средние волны отражающие изменения нагрузки в 5-6 малых волнах;
  3. в периодах тренировки - большие волны, включающие изменения нагрузки в средних волнах.

Особенно важно тщательно спланировать волны повышения и снижения объема и интенсивности нагрузки непосредственно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям, от этого во много зависят пики наивысшей спортивной формы.

Исходя из годичного плана и графика изменения нагрузки, составляются подробные и конкретные планы подготовки на месяц и по неделям (микроцикл). В этих планах приводятся конкретные задачи, устанавливается цикличность, определяются основные средства тренировки, их объем и интенсивность выполнения, применяемые методы и интервалы отдыха. На начальной ступени подготовки у юных лыжников- гонщиков достаточно запланировать поведение 3-х занятий в неделю. Увеличение количества тренировок до 4-5 в неделю большого эффекта не дает, но значительность перезагрузки школьников значительно возрастает. Постепенно с ростом тренированности можно перейти на недельный цикл с 4 занятиями. При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после них. В связи с этим необходимо использовать закономерности сочетания нагрузок в микроциклах. Например:

  1. Не рекомендуется включать в одно тренировочное занятие упражнения на развитие силы и выносливости;
  2. Развитие выносливости можно планировать в конце микроцикла, а иногда на фоне не довосстановления и т.д.

Имея представление о периодах тренировок, микроцикле и тренировочном занятии, попробуем проанализировать, как они связаны между собой на рисунке 3. Здесь схематично изображен годовой план тренировки начинающего лыжника-гонщика. На графике изображены природы, этапы и месяцы тренировок.

График наглядно показывает основные особенности плана - постепенное увеличение объема нагрузки из месяца в месяц в подготовительном периоде, небольшое снижение его перед основным (нагрузка перед работой на снегу), а затем дальнейшее увеличение в начале основного периода и снижение в период участия в соревнованиях и переходном периоде.

Работая с юными лыжниками 13-14 лет, тренер ставит перед ними следующие цели и задачи в каждом периоде (с подбором определённых средств, соответствующих как самому тренировочному периоду, так и возрасту подростков).

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовительные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного хода. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.

В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увеличение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длинны должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц.

В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки – технической, тактической и специальной психической.

При построении круглогодичной тренировки, а так же в процессе многолетней подготовки наблюдается определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи и специальной физической подготовок. В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближением зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СФП. Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и одерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем. На соотношение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалификации объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП. Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе многолетней тренировки может изменяться в ту лили иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной. В целом соотношение средств ОФП и СФП – вопрос сугубо индивидуальный. Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма иных лыжников-гонщиков. Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период .

Физическая подготовка лыжника направлена на развитие ос­новных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подго­товка лыжника подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыж­ного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются^ос- новные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП при­меняется широкий круг самых разнообразных физических упраж­нений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основ­ного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников прово­дится примерно одинаково независимо от предполагаемой бу­дущей специализации. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются уп­ражнения из других видов спорта, в основном в виде длительно­го передвижения прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгу­чести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спор­та она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ран­них ступенях тренированности очень важно правильно подби­рать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы пол­ностью использовать положительный перенос развиваемых фи­зических качеств на основное упражнение передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функ­циональных возможностей.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на раз­витие специфических двигательных качеств и навыков, повыше­ние функциональных возможностей организма, укрепление орга­нов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта.

Основными средствами СФП являются, передвижение на лы­жах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним отно­сятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лы­жах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.

В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедли­во, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередовани­ем бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины долж­но постоянно включаться в подготовку наравне с другими упраж­нениями. Соотношение этих среДств зависит от уровня подготов­ленности юных лыжников и отдельных групп мышц.

В зимнее время основным средством СФП является передви­жение на лыжах в разнообразных) условиях. Специальная физиче­ская подготовка в годичном ци/сле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальнойпсихической.

При постро^ти^круглогодичной тренировки, а такж^ в про­цессе многолетней подготовки наблюдаются определенная после­довательность и преемственность между различными видами уп­ражнений, применение которых решает задачи общей и специаль­ной физической подготовок. В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближени­ем зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СЦЩ. Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличи­вается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении преды­дущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем. На соотно­шение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалифика­ции объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП. Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе мно­голетней тренировки может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной. В целом соотношение средств ОФП и СФП - вопрос сугубо индивидуаль­ный. Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма юных лыжников- гонщиков. Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период.

Техническая подготовка

Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправлен­ного изучения и совершенствования техники способов передвиже­ния на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индиви­дуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах под­готовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсме­на должна быть предусмотрена непрерывность овладения техни­кой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, дви­жений, устранять отдельные неточности и ошибки.

В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком слу­чае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспо­сабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.

Различают общую и специальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, полу­чает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в пер­вую очередь на овладение такими умениями, навыками и знания­ми, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специаль­ной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двига­тельных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современ­ней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением^ широкого круга самых разнооб­разных упражнений общеразвй^ающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение эле­ментов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с дру­гими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратись на упражнения, воспитываю­щие чувство равновесия, а также ^а упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом спо­собствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения нз^йыжах.

В процессе специальной технической подготовки спортсмен ов­ладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лы­жах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особен­ностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, под­нимая ее на новый уровень развития. Существует и обрадрая связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повыше­ния уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка является составной часдъю всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно­тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической под­готовки. Содержание теоретической подготовки значительно ме­няется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста. Необходимо предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система физического воспитания, пат­риотическое воспитание спортсменов, воспитание морально­волевых качеств, методика обучения и тренировки, техника и так­тика избранного вида лыжного спорта, гигиена занятий физиче­скими упражнениями и лыжным спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом, режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание), самомассаж и массаж, предупреждение травматизма и т.д.

Особое значение придается изучению теории избранного ви­да лыжного спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и про­водить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планиро­вание круглогодичной тренировки по циклам, этапам и перио­дам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники изучают основы техники способов пере­движения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет на­учно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования.

В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по технике, методике обучения и трени­ровке. Из года в год увеличиваются объем и глубина теоретиче­ских сведений, сообщаемых юным лыжникам. В юношеском воз­расте необходимо привить навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки лыжника-гонщика. Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить сис­тему планирования и управления индивидуальной подготовкой "сп"ортсмена. Тренер должен научить юношей подробно и система­тически вести записи, включающие все субъективные и объектив­ные данные: по переносимости нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, дан­ные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также результаты всех со­ревнований. Тренер должен регулярно проверять заполнение днев­ника тренировки.

Для получения теоретических знаний очень важно приучить школьников к самостоятельному изучению литературы. Необхо­димо регулярно рекомендовать доступную для их уровня понима­ния популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных вопро­сов и обсуждения в группе.



 
Статьи по теме:
Плавательный пузырь и гидродинамические особенности рыб Почему у хрящевых рыб нет плавательного пузыря
Он развивается как вырост передней части кишечника и имеет вид эластичного мешка, расположенного под . Его еще называют: гидростатический аппарат. Спуская и набирая газы, этот орган позволяет рыбе плавать на разных глубинах. В пузыре присутствуют такие га
Сергей Гимаев. Успевавший все. Человек, влюбленный в хоккей. Умер Сергей Гимаев Сергей наильевич гимаев отпевание
СЕРГЕЙ ГИМАЕВ - ДУША-ЧЕЛОВЕК 27 ноября 2014 года на похоронах легендарного тренера армейского клуба Виктора Тихонова журналисты спросили у Сергея Гимаева: «Отчего на проводах именитого наставника в ледовом дворце ЦСКА было немного слез? Тогда Сергей Наи
Core: уникальный тренажёр для групповых занятий
Нестабильная кор-платформа – подходящий вариант для домашних тренировок, оптимизирует занятия и повышает продуктивность, усиливает влияние упражнений на фигуру. Безопасность тренажера фирмы Reebok делает кор-платформу удобной для занятий с детьми. Тренаж
Олимпиада в Рио: как прошла церемония открытия
Сборная России все-таки допущена до Олимпийских игр, которые пройдут в Рио-де-Жанейро в августе. Три недели все поклонники спорта будут прикованы к экранам телевизоров, чтобы наблюдать за новыми рекордами и победами. Все, что нужно знать о главном спорти