Сказка умная внучка. Сказка умная внучка читать текст онлайн, скачать бесплатно Умная внучка русская народная сказка

1. Хранители драгоценных сокровищ.

2. Сказочные каноны у писателя.

3. Сказочные новинки.

А. П. Платонов больше известен такими своими произведениями, как «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение». Но мало кто знает, что он обращался и к народному жанру сказки. Ведь люди, а особенно дети, занимают центральное место в его творчестве. Именно для них и предназначались его произведения. Сам он писал: «Россия обильна людьми, а не числом их... разнообразием и своеобразием каждого человека». И это своеобразие отражается в сказках. Как мы в произведении ищем неуловимые, портретные характеристики его автора, так и по этому народному жанру можно воссоздавать облик народа. По свидетельству вдовы писателя М. А. Платоновой, после демобилизации Платонов «все последние годы своей жизни... работал над сказками и народным эпосом».

Сказки нам известны с детства. В них всегда случаются какие-нибудь необычные и интересные события. В конце сказки порок обычно наказывается, а добродетель побеждает. Есть в ней отрицательные и положительные герои, которые делятся с читателями и слушателями своим опытом. А опыт этот передавался из поколения в поколение. В результате сказки становятся памятниками и хранителями драгоценных сокровищ прошлого. Хорошо об этом писал сам Платонов: «...народ охватывает всю действительность не только в ежедневном труде, в борьбе и пространстве, но и в памяти своих поколений и во времени - народ бессмертен». А бессмертен он именно сказками.

Заметим, что сказки Платонова относятся к так называемым литературным сказкам, то есть народным сказкам, обработанными художниками слова. Платонов считал, что огранка сказки занимает исключительно важное место в творчестве любого писателя. Ведь тот не только переписывает найденный им сюжет в удобном для него ключе. Он собирает большое количество вариантов и вариаций, чтобы создать свою версию. «Писатели дополнительно обогащают и оформляют народную сказку, - замечал Платонов, - силою своего творчества и придают ей то окончательное, идеальное сочетание смысла и формы, в котором сказка остается пребывать надолго или навсегда». Как же сам писатель сделал такую тонкую и очень важную работу?

В сказке «Умная внучка» рассказывается о смекалистой девочке, которая благодаря своей способности помогает дедушке. Сказочные каноны проявляются с самого начала произведения. Например, зачин: «Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила». Но в отличие от канонических сказок умная внучку все любят. Ее никто не притесняет. Наоборот, бабушка и дедушка только радуются ей, особенно после того, как она себя проявила. Когда старик со старухой вернулись вечером с базара и обнаружили, что «наработано столько, словно тут четверо было».

Еще одна из сказочных новинок - точно указан возраст девочки, ей семь лет. И в свои годы она смогла разгадать загадки царя, которые не могли отгадать взрослые люди.

В этих загадках проявляется еще одна составляющая, ее можно обозначить как социальную. Богатый, хотя и понимает, что его мерин не может принести жеребенка, все равно настаивает на своем. Поэтому спор разрешить не получается: «у бедного правда, а у богатого выгода».

Сохраняется в сказке и ироническое описание царя. Это проявляется в том, что он считал себя умным человеком и любил «судить-рядить своих подданных».

Так как сказка народная, то умнее в данном случае должен быть бедный человек из народа. Однако люди все равно идут для решения спора к своему царю - в этом тоже проявляются элементы сказки. Скорее всего, это связано с тем, что, по народным представлениям, царь умнее всех, и только он может разрешать все споры и проблемы человека.

Начало сказки Платонова соответствует всем канонам. В ней проявляются и сказочные, и социальные черты. Отметим еще один элемент этой социальности. Богатый не знает верных ответов, но придумывает такие, чтобы подольститься к царю и выиграть спор.

Внучка помогает дедушке отгадать царские загадки.

Встречается в произведении Платонова и характерная для русской сказки троичность. Она проявляется в количестве заданных загадок царя. Чтобы решить, чей жеребенок нужно было ответить на следующие вопросы: «"Что всего на свете сильней и быстрей?", "А что всего на свете жирней?", а еще: "Что всего мягче и что всего милее?"» Такое же сочетание тройки встречаем мы и в новых загадках царя уже непосредственно для самой внучке.

Первая из них была решена быстро. Она попросила царя из прутика сделать кросны, чтобы из царевой шелковой ниточки соткать полотенце. И вторую загадку внучка решила: ей нужно было от царя однодневного пшена для цыплят, что должны вылупиться из полтораста яиц. Последняя загадка оказалась самой сложной. Даже сама внучка пригорюнилась. Но все равно она нашла выход и из этого положения.

В последней его загадке тоже наблюдается троичность: «Пусть твоя внучка явится утром ко мне - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!»

В сказке Платонова встречается еще один элемент, характерный для этого жанра - счастливый финал. Дедушке удается забрать жеребенка своей кобылы. Правда, случается это опять же по совету внучки. Она оказывается умнее царя. И в довольно грубой форме указывает на его глупость: «Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь!»

Однако, хотя добро торжествует, самый конец сказки немного «печален». Царь-судья не отпускает с миром победителей. Дуня говорит царю, что когда она вырастет, станет судьей, чтобы судить царя. Это очень его обижает. И вдогонку победителям он посылает злого пса, но дедушка защищает внучку. Сказка все-таки заканчивается благополучно.

Произведение Платонова во многом соответствует всем сказочным канонам. Правда, в сказке совершенно нет волшебства. Но автор обходится без этого характерного компонента для данного жанра. Он точно придерживается сказочных канонов.

Платонов глубоко проникся народным духом. И по образу и подобию народной сказки создает свое не менее сказочное произведение. «Отдельные гениальные художники, - писал Платонов, - отлично знали это свойство, присущее лишь народу, создавать совершенные художественные произведения, - свойство, обусловленное массовым опытом народа и способностью его копить в себе сокровища своей души». Народ накопил, а Платонов открыл необъятные сокровища русских сказок, которые таят в себе много знаний и навыков, отточенных веками. Как подлинный художник Платонов мастерски обработал древний жанр. И уже в нашем сознании он оставляет наилучший вариант из всех, что удалось ему собрать. И, возможно, в скором времени и его сказка станет истинно народной, настолько, что мы будем считать ее созданием народным, а не отдельным писательским даром.

Кто написал : А. Платонов
Название: «Умная внучка»
Тип: mp3, текст
Размер: 9,55 МБ
Продолжительность : 0:13:49

Аудиосказка «Умная внучка» слушать онлайн

Читать текст сказки

Андрей Платонов
сказка «Умная внучка

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе.

Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит?

А Дуня им говорит:

Кто ж, как не я! Я и щи сварю и кашу напарю, я и корову из стада встречу и на ночь ее обряжу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит во дворе.

Да ты мала еще, внученька,- говорит ей бабушка,- семь годов всего сроку тебе!

Семь - не два, бабушка, семь - это много. Я управлюсь!

Уехали дедушка с бабушкой на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано - наработано столько, что словно тут четверо было.

Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться!

Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела бабушка и померла. Остался старик один с Дуней. Трудно было дедушке одному остаться на старости лет. Вот живут они одни, без бабушки. Дуня ублажает дедушку и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть мала была, да ведь прилежна.

Случилось дедушке в город поехать, надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонек в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей; у Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика - мерин.

Ночью дедушкина лошадь родила жеребенка, а жеребенок несмышленый, отвалился он от матери и очутился под телегой того богатого мужика.

Проснулся утром богатый.

Гляди-ко, сосед,- говорит он старику,- у меня мерин жеребенка ночью родил!

Как можно!- дедушка говорит.- В камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла.

А богатый сосед:

Нет,- говорит,- это мой жеребенок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок-то и был бы возле нее! А то ишь где - под моей телегой!

Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает.

Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил. А царь тот был самый богатый человек во всем царстве, он считал себя самым умным человеком и любил судить-рядить своих подданных.

Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю:

Не отдает мне богатый жеребенка, говорит-де жеребенка мерин родил!

А царю-судье, что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось.

И он сказал:

Вот четыре загадки вам - кто решит, тот и жеребенка получит: «Что всего на свете сильней и быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще «Что всего мягче и что всего милее?».

Дал им царь сроку три дня, а на четвертый день чтоб ответ был.

А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе и дедушкину лошадь с жеребенком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит.

Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки.

Дуня встретила дедушку и спрашивает:

О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась!

Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребенка.

А еще,- дедушка говорит,- царь загадки загадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их отгадать!

А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума.

Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ:

Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего - земля: что ни растет на ней, что ни живет - всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка: на что человек ни ляжет, все руку под голову кладет; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.

Через три дня пришли к царю-судье Дунин дедушка и его богатый сосед.

Богатый и говорит царю:

Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего - так это каряя кобыла из вашей конюшни: коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего - так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!

Послушал царь-судья - и к старику бедняку:

А ты что скажешь? Принес отгадку или нет?

Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал.

Царь-судья выслушал и спрашивает:

Сам ты придумал ответ иль научил тебя кто?

Старик правду говорит:

Да где ж мне самому-то, царь-судья! Внучка у меня есть, таково смышленая да умелая, она и научила меня.

Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему все равно нечего.

Коли умна твоя внучка,- говорит царь-судья,- и на дело умелая, отнеси ей вот эту ниточку шелковую. Пусть она соткет мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет?

Слышу, слышу!- отвечает дедушка царю.- Аль я уж бестолковый такой!

Спрятал он ниточку за пазуху и пошел домой. Идет, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать - того и Дунюшка не сумеет… Да к утру, еще и с узорами!

Выслушала Дуня своего деда и говорит:

Не кручинься, дедушка, это не беда еще!

Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала:

Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдет он такого мастера, который сделает из этого прутика кросны, чтобы было мне на чем полотенце ткать.

Пошел старик опять к царю. Идет, а сам другой беды ждет, другой задачи, на которую и ума у Дунюшки не хватит.

Так оно и вышло.

Дал царь старику полтораста яиц и велел, чтобы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела.

Вернулся дед ко двору.

Одна беда не ушла,- говорит,- другая явилась.

И рассказал он внучке новую царскую задачу.

А Дуня ему в ответ:

И это еще не беда, дедушка!

Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала.

на другой день говорит:

А- Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтобы прислал он цыплятам на корм однодневного пшена; пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обрушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди помрут.

И пошел дед сызнова. Выслушал его царь-судья и говорит:

Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!

Пошел дед домой. «Эка прихоть!»- думает.

Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит:

Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепелку живую… Ан нет, ты не ходи, ты старый, ты уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду - я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепелку, а покупать их нам не на что.

Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепелку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепелку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.

Царь как увидел ее, удивился и испугался:

Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода!

А Дунюшка поклонилась царю и говорит:

Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было!

И подает ему перепелку. Протянул руку царь-судья, а перепелка - порх!- и улетела.

Поглядел царь на Дуню.

Ни в чем,- говорит,- не отступила: как я велел, так ты и приехала. А чем вы,- спрашивает,- кормитесь с дедом?

Дуня отвечает царю:

А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!

Царь-судья осердился:

Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?

А Дуня против ему говорит:

А ты-то ль умен? Где это видано, чтобы мерин жеребенка родил? А в твоем царстве и мерин рожает!

Озадачился тут царь-судья:

А как узнать было, чей жеребенок? Может, чужой забежал!

Осерчала Дунюшка.

Как узнать?- говорит.- Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед - в другую. Куда побежит жеребенок, там и матерь его.

Царь-судья удивился:

А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался?

А коли бы ты по правде судил,- ответила Дуня, - тебе бы и богатым не быть.

Ах ты, язва!- сказал царь.- Что дале из тебя выйдет, когда ты большая вырастешь?

Д ты рассуди сперва, чей жеребенок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду!

Царь-судья назначил тут суд на неделе. Пришли на царский двор Дунин дедушка и сосед их богатый. Царь велел вывести их лошадей с телегами. Сел Дунин дедушка в свою телегу, а богатый в свою; и поехали они в разные стороны. Царь и выпустил тогда жеребенка, а жеребенок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Тут и суд весь. Остался жеребенок у дедушки.

А царь-судья спрашивает у Дуни:

Скажи теперь, кем же ты большая будешь?

Судьею буду.

Царь засмеялся:

Зачем тебе судьею быть? Судья-то ведь я!

Тебя чтоб судить.

Дедушка видит - плохо дело, как бы царь-судья не рассерчал. Схватил он внучку - да в телегу ее. Погнал он лошадь, а жеребенок рядом бежит.

Царь выпустил им вслед злого пса, чтоб он разорвал внучку и деда. А Дунин дедушка хоть и стар был, да сноровист и внучку в обиду никому не давал. Пес догнал телегу, кинулся было, а дед его кнутовищем, кнутовищем, а потом взял запасную важку-оглобельку, что в телеге лежала, да оглобелькой его - пес и свалился.

А дедушка обнял внучку.

Никому, никому,- говорит,- я тебя не отдам: ни псу, ни царю. Расти большая, умница моя.

Андрей Платонов
Умная внучка
Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. Не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе.
Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть-то? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит? А Дуня им говорит: - Кто ж, как не я! Я и щи вам сварю, и кашу напарю, я и корову из стада встречу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит на дворе.
- Да ты мала еще, внученька, - говорит ей бабушка. - Семь годов всего сроку тебе!
- Семь - не два, бабушка, семь - это много. Я управлюсь!
Уехали старики на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано - наработано столько, словно тут четверо было.
Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться!
Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела она и померла. Остался старик один с Дуней. Трудно было дедушке одному остаться на старости лет.
Вот живут они одни. Дуня за дедушкой смотрит и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть и мала была, да ведь прилежна.
Случилось дедушке в город поехать: надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонек в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей. У Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика мерин.
Ночью дедушкина лошадь родила жеребенка, а жеребенок несмышленый, отвалился он от матери и очутился под телегой того богатого мужика.
Проснулся утром богатый.
- Гляди-ко, сосед, - говорит он старику. - У меня мерин жеребенка ночью родил!
- Как можно! - дедушка говорит. - В камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла!
А богатый сосед:
- Нет, - говорит, - это мой жеребенок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок-то и был бы возле нее! А то ишь где - под моей телегой!
Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает.
Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил, а царь тот был самый богатый человек во всем царстве. Он считал себя самым умным и любил судить-рядить своих подданных.
Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю:
- Не отдает мне богатый жеребенка, говорит-де, жеребенка мерин родил!
А царю-судье что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось.
И он сказал:
- Вот четыре загадки вам. Кто решит, тот и жеребенка получит. Что всего на свете сильней и быстрей? А что всего на свете жирней? А еще: что всего мягче и что всего милее?
Дал им царь сроку три дня, а на четвертый день чтоб ответ был.
А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе дедушкину лошадь с жеребенком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит.
Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки.
Дуня встретила дедушку и спрашивает:
- О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась!
Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребенка.
- А еще, - дедушка говорит, - царь загадки загадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их отгадать!
- А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума.
Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ:
- Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего земля - что ни растет на ней, что ни живет, всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка, - на что человек ни ляжет, все руку под голову кладет; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.
Через три дня пришли к царю-судье Дунин дедушка и его богатый сосед.
Богатый и говорит царю:
- Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего - так это каряя кобыла из вашей конюшни; коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего - так это ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!
Послушал царь-судья, и к старику бедняку:
- А ты что скажешь? Принес отгадку или нет? Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал. Царь-судья выслушал и спрашивает:
- Сам ты придумал ответ, иль научил тебя кто?
Старик правду говорит:
- Да где же мне самому-то, царь-сударь! Внучка у меня есть, таково смышленая да умелая, она и научила меня.
Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему все равно нечего.
- Коли умна твоя внучка, - говорит царь-судья, - и на дело умелая, отнеси ей вот эту ниточку шелковую. Пусть она соткет мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет?
- Слышу, слышу! - отвечает дедушка царю. - Аль я уж бестолковый такой!
Спрятал он ниточку за пазуху и пошел домой. Идет, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать - того и Дуняшка не сумеет... Да к утру, еще и с узорами!
Выслушала Дуня своего деда и говорит:
- Не кручинься, дедушка. Это не беда еще!
Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала:
- Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдет он такого мастера, который сделает из этого прутика кроены, чтобы было мне на чем полотенце ткать.
Пошел старик опять к царю. Идет, а сам другой беды ждет, другой задачи, на которую и ума у Дуняшки не хватит.
Так оно и вышло.
Дал царь старику полтораста яиц и велел, чтобы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела.
Вернулся дед ко двору.
- Одна беда не ушла, - говорит, - другая явилась. И рассказал он внучке новую царскую задачу.
А Дуня ему в ответ:
- И это еще не беда, дедушка!
Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала. А на другой день говорит:
- Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтобы прислал он цыплятам на корм однодневного пшена: пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обсушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди помрут.
И пошел дед снова. Выслушал его царь-судья и говорит:
- Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне - не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка!
Пошел дед домой. "Эка прихоть!" - думает. Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит:
- Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепелку живую... Ан нет, не ходи, ты старый, уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду - я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепелку, а покупать их не на что. Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепелку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепелку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.
Царь, как увидел ее, удивился и испугался:
- Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода!
А Дунюшка поклонилась царю и говорит:
Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было!
И подает ему перепелку. Протянул руку царь-судья, а перепелка порх! и улетела.
Поглядел царь на Дуню.
- Ни в чем, - говорит, - не отступила: как я велел, так и приехала. А чем вы, - спрашивает, - кормитесь с дедом?
Дуня и отвечает царю:
- А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!
Царь-судья рассердился:
- Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?
А Дуня против ему говорит:
- А ты-то ль умен? Где это видано, чтобы мерин жеребенка родил? А в твоем царстве и мерин рожает!
Озадачился тут царь-судья:
- А как узнать было, чей жеребенок? Может, чужой забежал!
Осерчала Дунюшка.
- Как узнать? - говорит. - Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед в другую. Куда побежит жеребенок, там и мать его.
Царь-судья удивился:
- А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался?
- Коли бы ты по правде судил, - ответила Дуня, - тебе бы и богатым не быть.
- Ах ты, язва! - сказал царь. - Что далее из тебя выйдет, когда ты большая вырастешь?
- А ты рассуди сперва, чей жеребенок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду!
Царь-судья назначил тут суд на неделе. Пришли на царский двор Дунин дедушка и сосед их богатый. Царь велел вывести их лошадей с телегами. Сел Дунин дедушка в свою телегу, а богатый в свою, и поехали они в разные стороны. Царь и выпустил тогда жеребенка, а жеребенок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Тут и суд весь. Остался жеребенок у дедушки.
А царь-судья спрашивает у Дуни:
- Скажи теперь, кем же ты большая будешь?
- Судьею буду.
Царь засмеялся:
- Зачем тебе судьею быть? Судья-то ведь я! - Тебя чтоб судить!
Дедушка видит - плохо дело, как бы царь-судья не рассерчал. Схватил он внучку да в телегу ее. Погнал он лошадь, а жеребенок рядом бежит.
Царь выпустил им вослед злого пса, чтоб он разорвал и внучку и деда. А Дунин дедушка хоть и стар был, да сноровист и внучку в обиду никому не давал. Пес догнал телегу, кинулся было, а дед его кнутовищем, кнутовищем, а потом взял запасную важку-оглобельку, что в телеге лежала, да оглобелькой его, - пес и свалился.
А дедушка обнял внучку.
- Никому, никому, - говорит, - я тебя не отдам: ни псу, ни царю. Расти большая, умница моя.

Платонов Андрей

Умная внучка

Title: Купить книгу "Умная внучка": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Платонов Андрей book_name: Умная внучка Купить книгу "Умная внучка" Платонов Андрей

Андрей Платонов

Умная внучка

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. Не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе.

Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть-то? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит? А Дуня им говорит: - Кто ж, как не я! Я и щи вам сварю, и кашу напарю, я и корову из стада встречу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит на дворе.

Да ты мала еще, внученька, - говорит ей бабушка. - Семь годов всего сроку тебе!

Семь - не два, бабушка, семь - это много. Я управлюсь!

Уехали старики на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано - наработано столько, словно тут четверо было.

Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться!

Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела она и померла. Остался старик один с Дуней. Трудно было дедушке одному остаться на старости лет.

Вот живут они одни. Дуня за дедушкой смотрит и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть и мала была, да ведь прилежна.

Случилось дедушке в город поехать: надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонек в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей. У Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика мерин.

Ночью дедушкина лошадь родила жеребенка, а жеребенок несмышленый, отвалился он от матери и очутился под телегой того богатого мужика.

Проснулся утром богатый.

Гляди-ко, сосед, - говорит он старику. - У меня мерин жеребенка ночью родил!

Как можно! - дедушка говорит. - В камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла!

А богатый сосед:

Нет, - говорит, - это мой жеребенок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок-то и был бы возле нее! А то ишь где - под моей телегой!

Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает.

Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил, а царь тот был самый богатый человек во всем царстве. Он считал себя самым умным и любил судить-рядить своих подданных.

Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю:

Не отдает мне богатый жеребенка, говорит-де, жеребенка мерин родил!

А царю-судье что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось.

И он сказал:

Вот четыре загадки вам. Кто решит, тот и жеребенка получит. Что всего на свете сильней и быстрей? А что всего на свете жирней? А еще: что всего мягче и что всего милее?

Дал им царь сроку три дня, а на четвертый день чтоб ответ был.

А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе дедушкину лошадь с жеребенком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит.

Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки.

Дуня встретила дедушку и спрашивает:

О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась!

Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребенка.

А еще, - дедушка говорит, - царь загадки загадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их отгадать!

А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума.

Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ:

Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего земля - что ни растет на ней, что ни живет, всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка, - на что человек ни ляжет, все руку под голову кладет; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.

Через три дня пришли к царю-судье Дунин дедушка и его богатый сосед.

Богатый и говорит царю:

Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего - так это каряя кобыла из вашей конюшни; коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего - так это ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!

Послушал царь-судья, и к старику бедняку:

А ты что скажешь? Принес отгадку или нет? Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал. Царь-судья выслушал и спрашивает:

Сам ты придумал ответ, иль научил тебя кто?

Старик правду говорит:

Да где же мне самому-то, царь-сударь! Внучка у меня есть, таково смышленая да умелая, она и научила меня.

Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему все равно нечего.

Коли умна твоя внучка, - говорит царь-судья, - и на дело умелая, отнеси ей вот эту ниточку шелковую. Пусть она соткет мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет?

Слышу, слышу! - отвечает дедушка царю. - Аль я уж бестолковый такой!

Спрятал он ниточку за пазуху и пошел домой. Идет, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать - того и Дуняшка не сумеет... Да к утру, еще и с узорами!

Выслушала Дуня своего деда и говорит:

Не кручинься, дедушка. Это не беда еще!

Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала:

Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдет он такого мастера, который сделает из этого прутика кроены, чтобы было мне на чем полотенце ткать.

Пошел старик опять к царю. Идет, а сам другой беды ждет, другой задачи, на которую и ума у Дуняшки не хватит.

Так оно и вышло.

Дал царь старику полтораста яиц и велел, чтобы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела.

Вернулся дед ко двору.

Одна беда не ушла, - говорит, - другая явилась. И рассказал он внучке новую царскую задачу.

А Дуня ему в ответ:

И это еще не беда, дедушка!

Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала. А на другой день говорит:

Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтобы прислал он цыплятам на корм однодневного пшена: пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обсушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди помрут.

И пошел дед снова. Выслушал его царь-судья и говорит:

Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне - не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка!

Пошел дед домой. "Эка прихоть!" - думает. Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит:

Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепелку живую... Ан нет, не ходи, ты старый, уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду - я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепелку, а покупать их не на что. Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепелку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепелку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.

Царь, как увидел ее, удивился и испугался:

Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода!

А Дунюшка поклонилась царю и говорит:

Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было!

И подает ему перепелку. Протянул руку царь-судья, а перепелка порх! и улетела.

Поглядел царь на Дуню.

Ни в чем, - говорит, - не отступила: как я велел, так и приехала. А чем вы, - спрашивает, - кормитесь с дедом?

Дуня и отвечает царю:

А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!

Царь-судья рассердился:

Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?

А Дуня против ему говорит:

А ты-то ль умен? Где это видано, чтобы мерин жеребенка родил? А в твоем царстве и мерин рожает!

Озадачился тут царь-судья:

А как узнать было, чей жеребенок? Может, чужой забежал!

Осерчала Дунюшка.

Как узнать? - говорит. - Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед в другую. Куда побежит жеребенок, там и мать его.

Царь-судья удивился:

А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался?

Коли бы ты по правде судил, - ответила Дуня, - тебе бы и богатым не быть.

А ты рассуди сперва, чей жеребенок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду!

Царь-судья назначил тут суд на неделе. Пришли на царский двор Дунин дедушка и сосед их богатый. Царь велел вывести их лошадей с телегами. Сел Дунин дедушка в свою телегу, а богатый в свою, и поехали они в разные стороны. Царь и выпустил тогда жеребенка, а жеребенок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Тут и суд весь. Остался жеребенок у дедушки.

А царь-судья спрашивает у Дуни:

Скажи теперь, кем же ты большая будешь?

Судьею буду.

Царь засмеялся:

Зачем тебе судьею быть? Судья-то ведь я! - Тебя чтоб судить!

Дедушка видит - плохо дело, как бы царь-судья не рассерчал. Схватил он внучку да в телегу ее. Погнал он лошадь, а жеребенок рядом бежит.

Царь выпустил им вослед злого пса, чтоб он разорвал и внучку и деда. А Дунин дедушка хоть и стар был, да сноровист и внучку в обиду никому не давал. Пес догнал телегу, кинулся было, а дед его кнутовищем, кнутовищем, а потом взял запасную важку-оглобельку, что в телеге лежала, да оглобелькой его, - пес и свалился.

А дедушка обнял внучку.

Никому, никому, - говорит, - я тебя не отдам: ни псу, ни царю. Расти большая, умница моя.



 
Статьи по теме:
Александр Карелин: биография и личная жизнь
Трехкратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, двенадцатикратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта СССР, герой Российской Федерации. Одним словом – глыба! Карелин Александр Александрович Родился 19.09.1967 Достижения : Олимпийский че
Требования и нормативы к различным службам рф
Воздушно-десантные войска Российской Федерации – один из тех родов войск, где о традициях, нравственности и физической силе знают лучше всех. Василий Филиппович Маргелов – легендарный основатель воздушно-десантных войск, «БАТЯ» – как называют его сами де
Сколько длится прыжок с парашютом?
действовать в следующем порядке: 1. Осмотреть купол парашюта. Если форма купола правильная, без порывов, нет перехлеста стропами, значит парашют раскрылся нормально. 2. Вытащить блокировку. Для этого левой рукой прижать предохранительный клапан зап
Кентавр греческая мифология
Существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около