Как сейчас живет олег протопопов. Олег протопопов - биография, информация, личная жизнь

29 сентября, совсем немного не дотянув до своего восьмидесятидвухлетия, умерла Людмила Евгеньевна Белоусова. Еще, пожалуй, каких-нибудь лет тридцать-сорок тому назад при этом известии многие в тогда еще общем СССР сразу бы вспомнили, кто такая Людмила Белоусова. Сейчас об этом помнят лишь специалисты и преданные любители фигурного катания, знающие его историю, да те, кто в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века смотрел фигурное катание по телевизору, наряду с футболом и хоккеем. Советское фигурное катание и советский хоккей гремели по всему миру. А футбол. Ну, футбол, он всегда футбол. Да и, честно сказать, советский футбольный чемпионат при всех его огрехах и неудачах был всяко посильней нынешних первенств постсоветских стран. При всем, как говорится, уважении. Но что бы сразу дать понять, кто ушел из жизни 29 сентября, лучше написать так: умерла известнейшая советская фигуристка, четырехкратная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка мира, двукратная олимпийская чемпионка в парном фигурном катании Людмила Белоусова. Еще она - заслуженный мастер спорта СССР. Но этого звания ее лишили в 1979 году.

Людмила Белоусова родилась в Ульяновске 22 ноября 1935 года. Довоенные и военные годы были пережиты ею в этом городе. А почти сразу после войны, в 1946 году, семья оказалась в Москве. В детстве, как большинство советских детей тех времен, Людмила увлекалась самыми разными видами спорта. Да вспомните хоть биографию Анатолия Тарасова, объединившего в своей жизни на самом высоком уровне футбол и хоккей. Так и маленькая Людмила - конькобежный спорт, теннис, гимнастика. О фигурном катании не было и мысли. Говорят, что фигуристской она стала из-за совпадения двух причин. Во-первых, подрастающая девушка сходила на австрийский фильм «Весна на льду», где была заворожена увиденным, а во-вторых, в Москве построили каток с искусственным льдом - первый в Советском Союзе. Было это в 1951 году. И вот тогда Белоусова пошла заниматься фигурным катанием. То есть в шестнадцать лет. Что даже по меркам того времени, скажем прямо, поздновато.

Судьбоносная встреча

Поначалу Белоусова собиралась кататься в одиночном разряде. Но в 1954 году на семинаре познакомилась с Олегом Протопоповым. Какая там между ними промелькнула искра, доподлинно неизвестно. Но явно промелькнула. Поначалу они просто решили попробовать покататься вместе. Попробовали. И им сразу показалось, что они друг другу подходят. Как сказал бы известный всем мультяшный медвежонок, «это ж-ж-ж неспроста!» И действительно неспроста. Случилась натуральная любовь. И к чести этой пары, надо сказать, что пронесли они ее до самой смерти Людмилы. Но это, забегая вперед. А тогда Белоусова перевелась из Московского института инженеров железнодорожного транспорта в аналогичный ленинградский институт. Потому что Олег служил на Балтийском флоте. И катались вместе.

Техника подвела

Видимо, поздний старт в фигурном катании сказался на технической оснащенности Людмилы. Да и Олег, по мнению специалистов, которое они высказывали в СМИ, на тот момент не обладал, вероятно, уж очень богатым техническим арсеналом. Поэтому спортивные высоты поначалу давались им с большим трудом. Да, уже к 1957 году они завоевали серебро первенства Советского Союза, стали мастерами спорта. Но на чемпионате Европы 1958 года спортсмены допустили ряд ошибок в несложных технических элементах и не смогли выступить достойно. На следующий год, тоже на европейском первенстве, вообще отметились падением. Возможно, сказалась и банальная неопытность. Неудачи преследовали их вплоть до начала шестидесятых годов. Но они упорно трудились и искали свой путь.

Ударим по «физике» лирикой!

Возможно, Белоусова и Протопопов и не обладали той технической оснащенностью, которая требовалась на высочайшем уровне, возможно, что-то им и не давалась в силу каких-то чисто, извините, физкультурных причин, но они нашли изюминку, которая на долгое время придала направление всему парному катанию. Они подтянули технику. Они показали, как пишут то, что называется тодес на внутреннем ребре, или «космическая спираль». У них были прекрасные поддержки. И они стали очень четко, очень синхронно, очень чувствуя друг друга кататься. А главное - лирика. Художественность. И это принесло свои плоды. В 1962 году пара выиграла чемпионат Советского Союза. Между прочим, это была их восьмая попытка. Потом они брали серебро на чемпионатах Европы и мира. А в 1964 году наступил их звездный час, они выиграли Олимпиаду!

Влюбленные на коньках

С этого момента они неизменно выигрывали чемпионаты Европы и мира. С 1965 года по 1968 год включительно верхние ступеньки пьедесталов были «зарезервированы» за ними. Они довели до совершенства ту самую художественность, над которой так упорно работали. Это было просто очень красиво! Не спорт, а настоящее искусство. Возможно, в этом большая заслуга Олега. Танцевальное искусство он понимал с детства. Его мама была балериной. Он рос на классической музыке. И он хотел посвятить себя ей. Но говорят, что его не приняли в музыкального школу, не обнаружив абсолютного слуха. Может быть, это лишь выдумки.

Но, как бы там ни было, танцевали Белоусова и Протопопов под прекрасную классическую музыку лучших образцов. Олимпиаду 1968 года они выиграли под музыку Бетховена и Рахманинова.

Конец спортивной карьеры

Да, 1968 год был последним годом их безоговорочного лидерства. Уже на следующий год они стали лишь третьими на мировом первенстве. Потом стали один за другим проигрывать союзные чемпионаты и перестали попадать в сборную. После чемпионата 1972 года, где они попали в тройку призеров, но лишь потому, что не выступали сильнейшие пары, Людмила и Олег покинули спорт.

Чистое искусство

Как и многие выдающиеся (да и просто сильные) фигуристы, Белоусова и Протопопов, закончив спортивную карьеру, не ушли в небытие. Они ушли в Ленинградский балет на льду. И все было нормально. Вот уже где действительно чистое творчество, не скованное жесткими рамками спортивных требований. Однако потом грянул, что называется, гром среди ясного неба. Балет поехал на гастроли в Швейцарию. И там, 24 сентября 1979 года, Белоусова и Протопопов заявили, что отказываются возвращаться в Советский Союз, и попросили политического убежища. Политическое убежище им предоставили. Они заключили контракт с американским балетом на льду и, по словам Протопопова, через месяц «уже вовсю гастролировали». После этого они были лишены званий заслуженных мастеров спорта СССР, их имена перестали появляться в справочной литературе о достижениях советского спорта. Они были объявлены предателями. Кстати, швейцарское гражданство они получили лишь в 1994 году.

Никакой политики

Что интересно, сами спортсмены всегда отмечали, что, несмотря на просьбу о политическом убежище, сбежали они вовсе не по политическим мотивам. Вернее, говорил в различных интервью все больше Олег Протопопов. По его словам, они были патриотами и готовы были ради своей страны отдать все, поэтому выступали порой, несмотря на болезни. Спортсмен приводит в пример Олимпиаду в Гренобле, где у него открылось кровотечение из-за камней в почках. И он же говорит, что причины их поступка носили творческий характер: «В нас все время что-то не устраивало Россию: то мы были слишком спортивны, то чересчур театральны, потом наоборот».

Просто время ушло?

В этих словах сквозит явная обида. Кто-то вспоминает их проигрыши на союзных чемпионатах, их непопадания в сборную команду и говорит, что спортсменов задвигали в угоду новым парам. Такая точка зрения имеет право на жизнь. Но имеет право на жизнь и другая точка зрения. Дело в том, что парное катание к моменту их схождения с высот стало стремительно меняться. Оно становилось все более атлетичным, скоростным, акробатичным что ли. Если мы вспомним, кто пришел им на смену и кто составлял вслед за ними международную славу советского парного катания, нам многое станет ясно.

Ведь это была… Ирина Роднина! Возможно, просто прошло их время.

Непонятный побег

И все-таки, зачем пара уехала из Союза таким скандальным образом? Ведь разговоры о творчестве вряд ли можно принимать во внимание. Ленинградский балет на льду - чем не творчество?! Кто-то ищет причину в деньгах. Разумеется, в нашем балете на льду не платили так, как в американском. Но, возможно, правы и те, кто говорит, что главная причина не деньги, а… банальная обида. Спортсмены слишком верили в себя и не верили в то, что их время в спорте кончилось.

Недаром ведь они продолжали кататься и кататься, и кататься в уже очень солидном возрасте. Кто-то до сих пор считает их предателями. Кто-то вспоминает, сколько они сделали для советского спорта, для страны и… не держит никаких обид. Кто-то вообще говорит, что в СССР даже большие спортсмены после окончания карьеры оказывались никому не нужны, а потому и неудивительно, что Протопопов и Белоусова уехали. Хотя это, кажется, не их случай. Они вполне могли реализовываться в балете на льду.

Любовь до гроба

Единственное, что можно сказать, - они точно не предали ни друг друга, ни своего искусства. Сколько знаем мы историй разных звездных пар из сферы спорта и искусства, чья любовь не выдерживала проверки временем и, в конце концов, рассыпалась как песчаный замок. Но история Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова - это поистине история любви.

Рассказать о знаменитой фигуристке Людмиле Белоусовой в отрыве от второй половинки – мужа и партнера на льду Олега Протопопова – невозможно. Легенды советского фигурного катания стали первыми спортсменами, которые принесли стране олимпийское золото в парном катании. Спустя 4 года после триумфальной Олимпиады-1964 «художники на льду» – так называли фигуристов за удивительный артистизм и синхронность – завоевали второе золото.

Их превозносили, любили и боготворили. Поэтому для миллионов советских поклонников пары побег фаворитов из страны и просьба о политическом убежище в одной из капстран стал шоком, разделив граждан на два лагеря. Единственное, что объединяло расколотое общество, это оценка достижений Белоусовой и Протопопова: их выступления и номера называли вершиной мастерства.

Детство и юность

Будущая легенда фигурного катания родилась в 1935 году в Ульяновске. О семье Людмилы Белоусовой крайне мало информации. Белоусовы перебралась в столицу, когда дочь была ребенком.


Любовь к спорту у хрупкой девочки родилась в детстве. Поначалу Люда увлеклась гимнастикой, потом теннисом, на смену которому ненадолго пришел конькобежный спорт.

В Москве 16-летняя девушка посмотрела австрийскую комедийно-музыкальную ленту «Весна на льду» и вдруг поняла, что фигурное катание – это ее мечта, а фильм – подсказка судьбы.


В начале 1950-х в столице появился первый в стране Советов искусственный каток. 16-летняя Людмила Белоусова записалась в детскую группу, а спустя 3 года перешла в старшую, тренируя на общественных началах новичков в парке им. Дзержинского.

В то же время Белоусова впервые выступила на льду в парном катании: партнером фигуристки стал Кирилл Гуляев. Вскоре он оставил спорт, но Людмилу это обстоятельство не остановило: девушка продолжила кататься в одиночном разряде.

Фигурное катание

Для нынешних мастеров танцев на льду считается нормой первый выход на каток в 5-6 лет. Российская звездочка завоевала олимпийское золото в 15 лет, а Людмила Белоусова и ее бессменный партнер Олег Протопопов в этом возрасте лишь сделали первые шаги как фигуристы.

Пара встретилась в 1954-м на семинаре в столице. Протопопов – служащий Балтийского флота, житель Ленинграда, переживший блокаду. Белоусова – студентка московского вуза, в котором училась на инженера железнодорожного транспорта. Разговорившись, молодые люди выяснили, что их связывает общее увлечение – фигурное катание. Вышли на каток и поняли, что они – пара.


Людмила Белоусова и Олег Протопопов на льду

Людмила Белоусова перевелась в профильный вуз в город на Неве и в декабре 1954-го под руководством тренера Игоря Москвина спортсмены поставили первый номер. Нарабатывать мастерство паре пришлось в сжатые сроки: за год учились тому, что коллеги усваивали за 3-4.

Техника хромала: на первых международных турнирах в 1958-м Белоусова и Протопопов неоднократно падали, допускали досадные ошибки. Но спортсмены стремительно учились и через 2 года отправились на Олимпиаду: выступили на льду калифорнийского Скво-Вэлли и привезли домой 9-е место.

Возраст фигуристов неумолимо приближался к отметке 30. Коллеги и наставники считали, что Людмила Белоусова с партнером достигли потолка возможностей и больше не удивят болельщиков. Но у пары оказались иные планы.

В 1962 году фигуристы одержали первый триумф: лидировали на союзном чемпионате и стали серебряными призерами двух зарубежных чемпионатов – Европы и мира.

Спустя 2 года советские спортсмены неожиданно обошли в обязательной программе сильнейших соперников из ФРГ Марику Килиус и Ганса Боймлера. В том же триумфальном 1964-м Людмила Белоусова и ее партнер стали олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке.


Программы Белоусовой и Протопопова во второй половине 1960-х спортивные обозреватели и тонкие ценители фигурного катания назвали эталонными. В номерах, многие из которых пара поставила самостоятельно, фигуристы достигли невероятной синхронности и удивительной плавности движений. Их выступления завораживали, казались, волшебством.

В 1968 году в Гренобле на третьей Олимпиаде Людмила Белоусова с неизменным напарником лидировали в двух программах и привезли из Франции второе золото. Затем последовала победа на чемпионате мира, где судьи без колебаний поставили советским спортсменам высшие баллы.


Закат спортивной карьеры начался в 1969-м: молодые советские фигуристы подвинули мэтров с пьедестала. На чемпионате мира Людмила Белоусова с партнером завоевали бронзу, а в 1970 году дважды олимпийские чемпионы не вошли в сборную страны, заняв по двум видам программ 4-е место.

В начале 1970-х пара оставила любительский спорт, но с катка не ушла: супруги работали в балете на льду, ставили программы и шоу, готовили смену.


Осенью 1979-го наставники вместе с подопечным балетом отправились на гастроли в Швейцарию. После выступления неожиданно для всех супруги попросили политического убежища и стали невозвращенцами, как их назвали на родине. Они объяснили поступок невозможностью развиваться в Союзе. Оба не мыслили жизни без спорта, а дома им перекрыли пути возвращения на большой лед.

В СССР их вычеркнули отовсюду: заклеймили в газетах, обозвав предателями, отняли звания и вычеркнули имена из всех справочников. Коллегам, которые встречались с Белоусовой и Протопоповым на турнирах в Европе, запрещали разговаривать с «изменниками родины».

В Швейцарии 43-летняя Белоусова и 47-летний Протопопов продолжали выходить на каток, участвовали в ледовых шоу, учили молодежь. Невозвращенцы поселились в Гриндельвальде, но гражданство им дали только спустя 15 лет, в середине 1990-х.

В Россию Людмила Белоусова с мужем приехала через 20 лет, зимой 2003 года. Но возвращаться на родину супруги не желали. В 2014 году легенды советского фигурного катания прибыли в Сочи и стали почетными гостями Олимпиады.

Личная жизнь

Друзья пары уверяли, что супруги дополняли друг друга и в жизни, и на льду. Они поженились в 1957 году и прожили как единое целое 60 лет. Темпераментный и «взрывной» Протопопов и тихая Мила, виртуозно «гасившая» гневные вспышки мужа.

Людмила Белоусова призналась журналистам, что никогда не обменивалась с мужем подарками, ведь каждый из них для второй половинки подарок.


Детей у спортсменов так и не появилось: это было обоюдное решение. Длинная спортивная биография – фигуристы выходили на лед до 2015 года – требовала отказа от всего, что мешало профессии.

В последний раз Людмила Евгеньевна вышла с мужем на лед в 79 лет: супруги выступили в Америке на «Вечере с чемпионами».

Смерть

Людмиле Белоусовой врачи диагностировали рак в 2016 году. Полтора года женщина боролась с недугом, но в сентябре 2017 года болезнь победила: легенда фигурного катания скончалась на 82 году в Гриндельвальде.


Тело Белоусовой кремировали. Олег Алексеевич, не желая расставаться с половинкой, хранит урну с ее прахом в доме.

Награды и достижения

  • Зимние Олимпийские игры: золото (1964, 1968)
  • Чемпионаты мира:
  • золото (1965, 1966, 1967, 1968)
  • серебро (1962, 1963, 1964), бронза (1969)
  • Чемпионаты Европы:
  • золото (1965, 1966, 1967, 1968),
  • серебро (1962, 1963, 1964, 1969);
  • Чемпионаты СССР:
  • золото (1962, 1963, 1964, 1966, 1967, 1968)
  • серебро (1957, 1958, 1959, 1961, 1969)
  • бронза (1953, 1954, 1955)

ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ

Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.

В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»

Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.

Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».

Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»

Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.

Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.

Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.

В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.

Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.

Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.

Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».

Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»

Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.

И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»

В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.

Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.

Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.

В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.

В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».

В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.

То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.

«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»

С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»

Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».

Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».

«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»

Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.

Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».

Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».

Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»

Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».

У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»

В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.

В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Протопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Глава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай Семёнович

Михаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Людмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Людмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Людмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

Людмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

Людмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни

Из книги автора

Из книги автора

Дарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас

В «Раздевалке» побывали олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов в парном катании Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мы встретились в Лозанне на чемпионате Европы по фигурному катанию, завершившемся в минувшие выходные. Знаменитые спортсмены приехали сюда из деревушки Гринденвальд, где живут более двадцати лет. Арендуют квартиру в маленьком шале с войлочными вишнями в саду. Здесь они тренируются. Но не только для себя: Белоусова и Протопопов, несмотря на солидный возраст, по-прежнему участвуют в ледовых шоу.

Они эмигрировали в Швейцарию в 1979 году, не пожелав мириться с невостребованностью своего таланта на родине. Их имена были вычеркнуты из справочной литературы. А с них, собственно, и началось парное катание. Они высоко подняли планку, которая и сегодня не преодолена. Нет, не по элементам — по красоте катания, чистоте линий, любовному диалогу мужчины и женщины на льду.

Людмила, москвичка, инструктор юных фигуристов в парке имени Дзержинского в Марьиной роще, и Олег, моряк Балтийского флота из Ленинграда, познакомились в 1954 году на третьеразрядном семинаре по фигурному катанию в Москве. И вскоре встали в пару. А поженились спустя три года.

ЛИСИЙ ВОРОТНИК

Людмила Белоусова : — У меня был мальчик в Москве. Но когда я переехала в Ленинград и мы стали кататься, больше узнала Олега и, естественно, начала сравнивать. И поняла, что моя жизнь немыслима без фигурного катания, поэтому мы становились все ближе и ближе друг к другу. Олег был свободен. Он еще служил во флоте, и мы имели возможность тренироваться только тогда, когда его отпускали с корабля. В 1956 году он демобилизовался.

Олег ухаживал за мной трогательно. Даже один раз воротник оторвал. Мы гуляли, на мне было пальто с лисьим воротником. Пошли на детскую горочку покататься, я поехала вниз, а Олег испугался, схватил меня за ворот. И лиса осталась у него в руках.

Когда мы поженились, у Олега, недавно вернувшегося со службы, ничего не было, кроме бушлата и бескозырки. К счастью, его мама, когда он уходил на флот, сохранила его комнату — 9,8 квадратных метра в коммуналке. Там мы и обосновались.

Олег Протопопов: — Нашими соседями были милиционер с женой Дорой и двумя детьми: Сашей и Верой. Вот ребята гуляют во дворе, а мать им кричит: «Сашка, Верка, иди, перденься (переоденься. — Прим. авт .), кому говорю, перденься». Они чистили зубы одной щеткой вчетвером. Так мы прожили довольно долго, и только после того, как в 1964 году выиграли Олимпийские игры, нам дали однокомнатную квартиру.

Л.Б.: — В первые годы нашей совместной жизни, когда нас одолевало хроническое безденежье, я, студентка института железнодорожного транспорта, частенько таскала мужа в свою студенческую столовку. Мы брали меню и, закрыв названия блюд, выбирали самые дешевые. Но что хорошо было: на столе всегда стояли хлеб и горчица, которыми можно было насытиться.

«САРАФАННОЕ РАДИО»

— Нас упрекали в излишней театральности, — продолжают Белоусова и Протопопов. — В 1972 году было принято решение не посылать нас на Олимпийские игры в Саппоро. Через шестнадцать лет в «Собеседнике» Уланов признался, что уже за два года до той Олимпиады им с Родниной были запланированы олимпийские золотые медали. И поэтому в 1970 году на чемпионате Союза, когда мы обыграли их в обязательной программе, а Роднина с Улановым были на восьмом месте, все всполошились. И на следующий день наши соперники стали первыми, а мы четвертыми. А ведь до этого у нас был разрыв в 13 баллов! Нам только на пузе надо было кататься. И если бы нам поставили даже средние баллы, мы все равно должны были выиграть. Попросту дали «зеленый свет» атлетическому стилю, создав в парном катании монополию. Хотя борьба двух стилей, направлений дала бы, убеждены, нечто большее, выдающееся.

В 1973 году мы перешли в Ленинградский балет на льду. В ЦК нам говорили, что мы артисты, а в балете, что спортсмены. Семь месяцев ходили мы туда и обратно, к секретарю по культуре Кругловой, а потом — к Фурцевой, а та звонила Кругловой, чтобы нас приняли...

Шесть лет мы проработали в балете инкогнито. Наших фамилий не было ни в афишах, ни в программках, разве что во вкладышах к ним. Но их хватало буквально на два города. А гастролировали мы часто: в Караганде, Запорожье, Челябинске. Но наши поклонники всегда знали, что мы будем выступать, и по «сарафанному», как мы называли, радио это друг другу передавали.

Мы говорили: «Давайте сделаем классический балет на льду». «А что, — интересовались они, — Протопопов заставит нас работать в десять раз больше?» Резонно. Протопопов бы выжал то, что надо! В общем, это было бесполезно. Но все-таки мы попытались научить классике полтруппы, уверяли: «Ребята, кто хочет заниматься, мы поможем. Но чтобы не пить, не курить. Увидим кого с сигаретой — выгоним». Короче, человек двадцать набралось, приходили, учились. И, видимо, какое-то влияние мы стали на них оказывать, потому что однажды репетиции отменили. А почему? Потому что, мол, артисты утром устают, а вечером плохо катаются. Но ведь мы были старше. А как же балетные тренировки: класс — четыре часа? Это наша профессия. Нет! И отменили.

В одном из документов, направленных в отдел культуры обкома партии было сказано, что мы стоим поперек дороги Ленинградского балета, наносим ему вред. Дело в том, что наш репертуар не вписывался в репертуар балета. У нас были свои костюмы, постановки, хореография. Мы были полностью независимыми, и это, безусловно, ущемляло тех, кто хотел нами управлять. Мы исполняли «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Лунную сонату» Бетховена, а эти номера объявляли спортивными. А те постановки намного опередили время. Баюл танцевала «Умирающего лебедя», а мы за двадцать лет до нее это сделали. Мишкутенок с Дмитриевым исполнили «Грезы любви». Многие прошлись по нашему репертуару, в том числе и, царство ему небесное, Гриньков, они с Гордеевой тоже однажды «Грезы...» взяли.

ЛАМПОЧКА ИЛИ СОЛНЦЕ?

За год до побега Белоусовой и Протопопова их квартиру в Ленинграде обворовали, украли все медали. Им позвонили в Москву, разыскав их у журналиста Аркадия Галинского. Звонил начальник Ленинградского угрозыска. Примерно такой диалог получился: «Я нахожусь в вашей квартире. Что у вас там было?» «А что, уже ничего нет? — спрашивают фигуристы. — Вы, наверное, по красному телефону звоните? Скажите, справа на полочке стоит пластинка?» «Да, стоит». «Вот и хорошо, музыка есть, коньки с нами, значит, все будет…»

Они и из страны умчались без каких-либо ценностей. В одном из интервью Чайковская сравнила их с лампочкой на голом проводе, которую приняли за солнце. Это об их квартире. Когда ее вскрыли, то кроме лампочки, болтавшейся на шнуре, ничего не обнаружили: всю обстановку они отдали родственникам Людмилы, остальное раздарили.

— У вас были подготовлены отступные пути?

Л.Б.: — Абсолютно нет. Нас пригласил швейцарский импресарио, сперва мы выступали в Германии, а последние гастроли были в Швейцарии. И уже здесь мы решили: «Все, хватит!» Нам сразу же предоставили политическое убежище, точнее через две недели после того, как выпустили на волю. Нас же в первые дни по гостиницам прятали от кагэбэшников. Даже не знаем, в каких отелях мы жили. Нас перевозили из города в город за счет государства. Потом, когда нас «открыли», то подписали разрешение на местожительство.

— Почему вы выбрали Гринденвальд?

О.П.: — Нам нужно было тренироваться, а кататься было негде. Наши друзья начали обзванивать все катки, спрашивать, где в Швейцарии есть лед в сентябре. Оказалось, что только в Гринденвальде имеется — с июня до Пасхи, а в других местах лед только в октябре заливают. То место, где нашелся кусочек льда, и стало нашим домом. Мы устроились в комнатке гостиницы, которую содержали наши знакомые фигуристы. И очень быстро уехали по контракту в американское шоу «Айс Коппейс».

ВЕРНОСТЬ ПОИСКУ

— Как вы отнеслись к тому, что ваши имена тотчас вычеркнули из всяческих справочников, они и поныне там отсутствуют?

О.П.: — Нормально, мы ведь стали врагами народа. Семь лет назад, когда в Питере праздновали столетие отечественного фигурного катания, нас вроде бы приглашали туда, прислав буклет, где говорилось, что история парного катания началась с Жука, а сразу за ним упоминалась Роднина. Правда, единственное, что там было — наша фотография, старая-престарая, поцарапанная вся, ее даже не могли заретушировать. И просто наши фамилии, набранные мелким шрифтом. Но мы не обижаемся. Нечего было родину предавать.

Журналист Башкатов из Киева, претендовавший на роль летописца нашего вида спорта, написал книжку «Верность поиску». А нас охарактеризовал так, что можно было только догадаться, что это мы: «После того как Станислав и Нина Жук закончили свою карьеру, на их место пришла другая пара, которая занимала высокие места на Олимпийских играх и мировых первенствах, но в общем-то они выбрали удобный момент и по-воровски убежали из Советского Союза, не пожелав работать тренерами. И сгинули в мире частной собственности. И хватит о них!» И такая фраза была: «Всем надоели эти элегические па. Им стало тесно рядом с бреющим полетом». То есть это был намек на нашу программу «Размышления» Массне. Кроме того, автор упражнялся в графомании что ли, постоянно употребляя словосочетания типа: пластическое фигурное катание, пластическое вдохновение и так далее. В книге из двухсот страниц он сто четыре раза употребил слово «пластический», поэтому я в ответ сочинил четырехстишие, которое вынес бы в эпиграф:

Когда читаешь «Верность поиску»,

Свербит навязчивый вопрос:

Не есть ли это сочинение

Сплошной пластический понос?

— Вы могли бы уехать раньше?

О.П.: — В 1973 году Дик Баттон пригласил нас на Кубок мира среди профессионалов. За победу нам выдали четыре миллиона японских иен, что равнялось пятнадцати тысячам американских долларов. Но на пять тысяч мы купили эластик для балета, потому что артисты в кордебалете катались с дырками на штанах между ног. Мы привезли пятьдесят метров черного эластика и пятьдесят розового. Я думаю, что они потом еще долго в этих штанах катались, перекраивая их. Но для того чтобы отдать им эту ткань, нам пришлось преодолеть массу препятствий, идти в обком и просить о том, чтобы они приняли и отдали балету этот сувенир. Нам отвечали: «Мы от частных лиц подарков не принимаем, мы государственная организация». А умные люди сказали нам: «Зачем вам это надо было? Взяли бы пятнадцать тысяч и свалили бы сразу». Но тогда у нас и помыслов об отъезде не было.

Гастроли нам предлагали многократно. Владелец ревю «Холидей он айс» Морис Чалп предлагал пять тысяч долларов в неделю, никто из фигуристов столько не получал. Он приходил в Министерство культуры, спорткомитет и убеждал чиновников, что за месяц выступлений мы заработаем и привезем в СССР двадцать тысяч. Потом недоумевал: «Вы что, идиоты, отказываться от таких денег?» Но нас не отпускали. Помню, на соревнованиях в Колорадо он зазвал нас к себе в гостиничный номер, где стол ломился от яств, там были черная и красная икра, коньяк и прочее. Чалп полагал, что «расколет» нас. Мы проговорили, наверное, часа три. Я никак не мог втолковать ему: «Вы знаете, мы советские люди и не имеем права решать частные вопросы, мы можем решать их только коллективом».

Причем это была наша искренняя позиция. Мы были большими патриотами.

— Как все-таки развеялись ваши патриотические идеи?

О.П.: — Видите ли, когда вам постоянно капают на мозги, вы копите определенную информацию и приходите к неизбежным выводам. Нас вызывали на показательные выступления за границу. Звоним в обком с тем, чтобы получить разрешение на выезд. Нам говорят: «Позвоните, пожалуйста, через три дня. Товарищ Журавлева еще не приехала». Врут! Потом опять: «Ой, вы знаете, она вышла. А товарищ Скворцов уехал в Москву». Я эти ответы на магнитофонную пленку записывал. И, в конце концов, целая пленка набралась. Прослушав ее, мы поняли, что с нами играют и что, оказывается, никто не может решить этот вопрос. А формулировки типа «обком не против вашего выезда за рубеж, но только с коллективом» нас не устраивали. Проанализировав все это, мы пришли к мнению, что нам невозможно противостоять власти, она все равно нас задушит. И потом мы были уже в возрасте: мне исполнилось 47, а Людмиле — 44. По театральным меркам нас давным-давно, в 38 лет, могли отправить на балетную пенсию, собрав худсовет из всех этих бездарей — фигуристов с «улицы», которые ничего не сделали для фигурного катания, но входили в руководство.

Но если бы мы имели партбилеты, с нами бы уже так не разговаривали, поэтому мы подали заявление в партию. Секретарем нашей парторганизации был Александр Яковлев, тезка и однофамилец идеолога перестроечных времен. Прошло два года — никакого ответа. Спрашиваем: «Саша, как дела?» Он мнется: «Вам никто рекомендации не дал». Как же так?! Нам дали рекомендации Тамара Николаевна Москвина, Петр Тимофеевич Толстихин (ныне директор спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга) и одна виолончелистка из балета. Но Яковлев настаивал: «Ничего не могу сделать. Идите в райком».

Пришли в райком к некоей Бариновой. Говорим, так-то и так-то, два года ждем. Она произнесла: «Да, но у нас есть люди не менее достойные, чем вы. В первую очередь мы принимаем рабочий класс». И тогда мы убедились, что все кончено, и любым способом надо покинуть страну. Нас бы никогда никуда не выпустили. А мы хотели кататься.

— Вам не хочется побывать в России, посмотреть, что у нас происходит?

О.П.: — Посмотреть — нет, потому что мы в курсе всех российских событий, «ловим» ОРТ по спутниковой связи и каждый день смотрим новости, в частности, программу «Время». А вот если нам предложат выступить, мы с удовольствием приедем. Мы еще можем удивить всех своими номерами, хотя мне на будущий год исполнится 70.

— Кто должен вас пригласить?

О.П.: — Наверное, руководители Национальной федерации фигурного катания.

— А может, не только они? Вы личности мирового масштаба. Таким наследием должны гордиться и первые лица государства. Пригласил же экс-президент России на родину Солженицына, Вишневскую и Ростроповича.

Л.Б.: — Ростропович — другой уровень. Думаю, нынешний Президент может пригласить Олега в качестве двойника. Многие отмечают, что двадцать лет назад Олег был вылитый Путин. Он и сейчас на него очень похож.

НАША СПРАВКА

Людмила Белоусова. Родилась 22 ноября 1935 г. в Ульяновске. Выступала за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Олег Протопопов. Родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Выступал за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Белоусова и Протопопов катаются вместе с 1954 г. Чемпионы Олимпийских игр 1964, 1968 гг., чемпионы мира и Европы 1965 — 1968 гг. Награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1979 г. эмигрировали в Швейцарию. Живут в Гринденвальде. С 1995 г. имеют швейцарское гражданство.

Когда в 1979 году Людмила БЕЛОУСОВА и Олег ПРОТОПОПОВ неожиданно эмигрировали в Швейцарию, они стали в СССР врагами народа. Вчерашние кумиры, двукратные олимпийские чемпионы в парном катании у себя на Родине вмиг превратились в изгоев.

Сергей ДАДЫГИН

Перед тем как эмигрировать из страны, Белоусова и Протопопов дали интервью корреспондентке журнала «Спортивная жизнь России». Разумеется, она ничего не знала об их планах. На ее беду, публикация вышла в свет уже после бегства фигуристов. В результате девушку уволили с работы. Такая же участь постигла известного спортивного журналиста Аркадия Галинского - он позволил себе лояльно написать об эмигрантах в журнале «Физкультура и спорт».

Через 28 лет после нашумевшего отъезда Белоусова и Протопопов вновь вышли на московский лед. Их пригласила на свой юбилейный вечер Татьяна Тарасова. Маститому тренеру исполнилось 60, и она давно уже не надевает коньки. Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич гораздо старше, но продолжают кататься. Наша беседа состоялась в столичной гостинице «Новотель-Новослободская», где легендарные фигуристы остановились во время своего краткого визита в Москву. - Ваше долгожительство в спорте просто восхищает. Откуда силы берете? О. П.: А мы что, дряхлые старики? У нас в Америке, в Лейк-Плэсиде, есть хорошая знакомая - Барбара Келли. Ей 80, она чемпионка США среди фигуристов в своей возрастной категории. Вот на кого надо равняться! К Барбаре мы приезжаем каждый год на несколько месяцев, арендуем у нее жилье и каток. А еще мы занимаемся там виндсерфингом.

- Не шутите?

Нет. На парусной доске я начал плавать с 1981 года. Свой дебют я запомнил на всю жизнь. Это случилось на Гавайях, в Тихом океане. Когда был легкий ветерок, я держался вполне уверенно. Инструктор даже похвалил. А потом р-раз - резкий порыв ветра, меня как хлопнуло! Я плюхнулся в воду, и течением меня отнесло аж на другой остров. Я сидел там минут 40, не знал, что делать. Спасибо Людмиле, она забила тревогу, и за мной прислали моторную лодку.

Несмотря на такой казус, я все-таки не утратил интереса к виндсерфингу. Л.Б.: Минувшей зимой у себя в Швейцарии, в Гриндельвальде, увидели на катке знакомое лицо. Ба, да это же наш врач, а мы еле его узнали! Потому что к врачам мы почти не ходим. Правда, Олег каждые два года проверяет зрение - ему нужна справка для вождения машины. О.П.: Я сижу за рулем с 1964 года. И ни разу не попадал в аварии.

Роднина поливала грязью

О своих бывших соперниках, Ирине Родниной и Алексее Уланове, мои собеседники до сих пор не могут говорить спокойно.

- Если вы вдруг окажетесь с Родниной за одним столом, как себя поведете? О.П.: За одним столом? Не могу себе этого представить. Два года назад на чемпионате мира в Москве она прошла мимо, не поздоровалась. У Родниной вообще нет такой привычки - здороваться. Когда она давала интервью тележурналисту из Эстонии Ульмасу или Мульмасу… - Может, Урмасу Отту?

- Л.Б.: Да, ему. Она так нас поливала! А в одной провинциальной газете Роднина заявила, что мы нищие. Но при этом судимся со швейцарскими чиновниками! Полный бред. Да она хоть знает, как это дорого - судиться на Западе?!

О. П.: Конечно, мы понимаем, что в советское время людей искусства иногда заставляли говорить неправду. Писали письма на Шостаковича, Солженицына. Ростроповича. Мы тоже являлись врагами народа. Но не все вели себя так, как Роднина. Например, Станислав Жук, ее тренер, продолжал с нами общаться. Как-то в Лозанне подошла Наталья Дубова, другой известный тренер, и тихо сказала: «Извините за все. Нам ведь даже здороваться с вами запрещалось - не то что говорить». Кстати, на чемпионате мира в Москве мы оказались на трибуне рядом с Улановым. Он сидел на один ряд повыше. Я уверен, что он видел и меня, и Люду. Но сделал вид, будто не заметил.

- Вы ждали от него извинений? - О.П.: Да уж мог бы извиниться за прошлое! Нас осуждал, что мы уехали за границу, а сам что сделал? Как только началась перестройка, улетел в Америку. Сейчас живет в Калифорнии. Знаете, жизнь все расставляет по своим местам. Тогда, в 2005-м, к нам в Москве подходили болельщики. Брали автографы, просили вместе сфотографироваться. А Уланов сидел один, к нему никто не подошел. Люди забыли его, а может, не узнали.

- Если не ошибаюсь, его супруга - Людмила Смирнова каталась вместе с вами в Ленинградском Дворце пионеров .

- О.П.: Да, верно, замечательная была девочка, тоненькая, как тростиночка. Когда Люда стала выступать с Андрюшей Сурайкиным, у них в паре все складывалось хорошо. И вдруг Смирнова получает письмо от Уланова. Алексей объяснился ей в любви и написал, что хочет с ней кататься. «Я все равно тебя добьюсь», - добавил Уланов. Людмила тогда приходила к нам советоваться, как ей быть. Л.Б.: Я думаю, она любила Сурайкина, но Уланов был слишком настойчив. В конце концов Люда уступила его напору. О.П.: Когда Смирнова забеременела, Уланов совсем не обрадовался. Он не хотел ребенка. И даже бил ее ногой в живот! Они вместе уехали в Америку, но потом развелись. Люда вернулась в Питер.

Писеев - хреновый мужик но...

- Задам вам щекотливый вопрос. Вы не жалеете, что у вас нет детей?

Л.Б.: Нет, не жалею. О.П. (перебивая): Вы знаете, это как посмотреть. Одни нарожают детей, а потом причитают: надо же, какого балбеса родила! А сколько вокруг ходит придурков, наркоманов! Еще неизвестно, что лучше: подарить обществу вот таких людей или не рожать вообще. И потом, если бы у нас были дети, мы бы не смогли уехать из Союза. Не оставлять же их заложниками. Л. Б.: У шахматиста Виктора Корчного, который тоже эмигрировал в Швейцарию, так и получилось. Его жена и сын остались в Ленинграде, и их долго не выпускали. И когда наконец Бэлла с Игорем смогли прилететь в Швейцарию, в аэропорту их встречали мы с Олегом. Корчной находился то ли в Англии, то ли в Италии, играл в шахматном турнире. О.П.: Помню, я спросил у Игоря: «Чего ты хочешь? Может, надо что-то купить?» Он моментально ответил: «Хочу радиоприемник и гоночную машину «ламборгини». Вот и я в его возрасте был таким же балбесом. - Раньше вы не раз резко отзывались о Валентине Писееве, занимающем нынче пост президента Федерации фигурного катания России. Чем он вам насолил? О. П.: Все чиновники, и Писеев в том числе, не любят самостоятельных спортсменов. Им подавай маленьких девочек с косичками и на все согласных мальчиков. А мы с Людой всегда имели собственное мнение.

Когда только начали заниматься фигурным катанием, мне сказали: «Поздно. Вам 22 года, ваш поезд давно ушел». Но я был не согласен. А когда через девять лет, зимой 64-го, мы стали олимпийскими чемпионами, представитель Спорткомитета СССР (фамилию уже не помню) многозначительно изрек: «Почему вы выступаете без тренера? Нехорошо. Советским чемпионам это не к лицу». Но я ответил: спасибо, не надо, теперь мы и сами справимся. Между прочим, после Олимпиады желающих стать нашими тренерами оказалось пруд пруди! Каждый хотел примазаться к успеху. А Писеев перед нашей второй Олимпиадой набросился с упреками. Мы тогда уехали со сбора - решили десять дней отдохнуть на Черном море. Узнав об этом, Писеев начал отчитывать: мол, как же так, вы должны были при подготовке к Олимпиаде откатать 104 часа, а получилось гораздо меньше?! Но мы-то лучше знали, когда взять паузу, а когда поработать ударно. И снова стали первыми. Писеев - хреновый мужик, он делал нам много гадостей, выгонял из спорта. Он вместе с Анной Синилкиной, директором лужниковского Дворца спорта, промывал нам мозги в ЦК КПСС, говоря, что мы с Людмилой катаемся слишком театрально, что наш стиль устарел. Но надо признать, что именно при Писееве в России выросла целая плеяда чемпионов мира и Олимпийских игр. И если он до сих пор остался у руля, значит, это сильный человек. А за свои поступки он перед нами уже извинился.

Зайцев пил по-черному

- Победив на двух Олимпиадах, вы рассчитывали поехать на третью, в Саппоро. Почему вас туда не взяли?

О.П.: Нам сказали: если вы выиграете международный турнир на призы газеты «Нувель де Моску», тогда поедете. Мы выиграли. Но нас все равно не включили в команду. Объяснили так: мол, вы победили в отсутствие чемпионов мира - Родниной и Уланова. И вообще, они лидеры сборной, а если вас послать в Саппоро, вы будете их нервировать. Мне тогда было 39, Люде - 36. Все говорили, что мы старые, у нас пропала скорость, но, оказывается, мы заставляли нервничать молодых! На той Олимпиаде Роднина и Уланов, как известно, стали первыми, Смирнова и Сурайкин - вторыми. Пусть нам досталась бы «бронза», не важно, зато какой был бы резонанс: весь пьедестал - советский! Но там шла другая игра. Закулисная. Сергею Четверухину судья из Восточной Германии помог завоевать «серебро» в одиночном катании. За это надо было как-то платить, поэтому советский арбитр отдал свой голос за немецкую пару. Она и стала в итоге третьей. Мы в той подковерной игре были лишними, поэтому нас и не взяли в Саппоро. - Вас не удивило, что Роднина, сменив партнера, продолжала выигрывать? Неужели между Улановым и Зайцевым не было разницы? О.П.: Жук в одном из интервью опрометчиво заявил, что Александр Зайцев (а он был худеньким парнем, силенок ему не хватало) за месяц увеличил мышечную массу на шесть килограммов. Вы представляете, что это такое? Без допинга так укрепить мускулы за месяц невозможно! Стасик явно его чем-то покормил. Думаю, кормил и дальше. Тогда с допингом еще не боролись. А сейчас бы хрен им - никто бы не дал Родниной и Зайцеву выиграть шесть чемпионатов мира подряд. Теперь вот за такую маленькую штучку (показывает пальцами. - С.Д. ) дисквалифицировали бы на два года.

Я не знаю, почему Роднина бросила Сашу. Говорят, импотентом стал. И пил по-черному. Но это их дело. - А вам предлагали допинг? - О.П.: Да, еще в 68-м, перед чемпионатом Европы. Но мы отказались.

Зачем человеку 3 миллиарда?

- Сколько, если не секрет, вам заплатили за участие в юбилейном вечере Татьяны Тарасовой?

О.П.: Нам оплатили дорогу, проживание в пятизвездочной гостинице и питание. А сумма за выступление - коммерческая тайна. Но мы сразу предупредили организаторов: времена халявы закончились. Впрочем, деньги для нас не главное. Вот у Ниязова, президента Туркмении, на личном счету было 3 миллиарда долларов. Но он умер в 66 лет, и зачем теперь ему эти деньги? Л. Б.: Мы каждый год на протяжении 18 лет выступаем в Хартфорде. Выступаем бесплатно, а сборы от этого шоу идут на лечение детей, больных раком. С другой стороны, когда одна западная компания решила снять о нас документальный фильм, мы сказали: «Вам придется заплатить». И они пошли на это. - Сейчас фигурное катание здорово изменилось. Гонорары выросли, система судейства другая. Как вы к этому относитесь? - О.П.: К новой системе судейства - отрицательно. Я написал письмо президенту ИСУ (Международного союза конькобежцев. - С.Д. ) Оттавио Чинкванте. Беда в том, что он не имеет никакого понятия о фигурном катании! А рассуждает о нем так, будто прыгал аксель в 3,5 оборота. Вы знаете, кто такой Чинкванта? Этот итальянец в молодости занимался шорт-треком. А ИСУ объединяет сразу три вида спорта - скоростной бег на коньках, шорт-трек и фигурное катание. Первые два вида приносят мало денег, зато президент ИСУ им благоволит. А с фигурном катанием он решил проделать эксперимент, введя очень сложную и не понятную для зрителей систему судейства. Главное - со стороны арбитров нет никакой персональной ответственности, все оценки анонимны. Я думаю, что неудачи российских фигуристов на последнем чемпионате мира (они оказались вообще без медалей) связаны не только с их неудовлетворительной подготовкой и сменой поколений, но и с судейством тоже.

Л.Б.: Хорошо, что гонорары выросли. Мы же, будучи уже двукратными олимпийскими чемпионами, получали за показательные выступления 25 швейцарских франков. Это меньше 20 долларов.

СПРАВКА

* Олег ПРОТОПОПОВ родился 16 июля 1932 года в Ленинграде. * Его партнерша и жена Людмила БЕЛОУСОВА - 22 ноября 1935 года в Ульяновске. * 6 декабря исполнится 50 лет со дня их свадьбы. *Четырехкратные чемпионы мира и Европы (1965 -1968). *Двукратные чемпионы Олимпийских игр (1964, 1968). * Четырехкратные чемпионы СССР (1965-1968).

БЕРИ ПРИМЕР

Людмила Белоусова, сохранившая хорошую фигуру, часто ходит с рюкзаком за плечами. Только ноша, говорит, должна быть не очень тяжелой. Не больше 20 кг.



 
Статьи по теме:
Как лечить рефлюкс эзофагит, чтобы избавиться от него навсегда: советы врача
Гимнастика при рефлюкс-эзофагите – важное лечебно-профилактическое средство. Аэробика, плавание, дыхательная гимнастика и другие физические упражнения помогают уменьшить проявления болезни и вернуть не только нормальное самочувствие, но и хорошее настроен
Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких
Четыре города, четыре страны
Изначально планировалось, что турнир проведет Украина, которая не смогла этого сделать в 2015 году. Однако продолжающаяся нестабильность в этой стране заставила ФИБА пересмотреть планы.В декабре 2015 года стало известно, что Евробаскет пройдет сразу в чет
Укладка пострадавшего в «восстановительное положение
Существует несколько вариантов оптимального положения пациента, каждый из которых имеет свои преимущества. Нет универсального положения, пригодного для всех пострадавших. Положение должно быть устойчивым, близко к этому боковое положение с опущенной голов